1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением наукиИнститутом проблем нефти и газа Сибирского отделения Российскойакадемии наук (ИПНГ СО РАН) по заказу Федерального дорожногоагентства
2ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорогФедерального дорожного агентства
3ИЗДАН на основании распоряженияФедерального дорожного агентства от 28.03.2017 N 524-р
4ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
При составлении ОДМучтены результаты научно-исследовательских иопытно-экспериментальных работ, проведенных ИПНГ СО РАН в рамкахвыполнения Государственного контракта Федерального дорожногоагентства.
Содержание
- 1 Технологии применения битумных эмульсий
- 2 Обеспыливание автомобильных дорог / Всё об асфальтировании. Асфальтирование в Киеве
- 2.1 Причины пылеобразования на проезжей части автомобильных дорог
- 2.2 Основные способы обеспыливания дорожных покрытий
- 2.3 Обеспыливание асфальтированных покрытий
- 2.4 Обеспыливание грунтовых и гравийных покрытий
- 2.5 Обеспыливающие вещества
- 2.6 Соблюдение мер экологической безопасности при обеспыливании дорог
- 3 Применение битумных эмульсий для обеспыливания грунтовых автомобильных дорог
- 4 Методические рекомендации Методические рекомендации по приготовлению и применению катионных битумных эмульсий — скачать бесплатно
1Область применения
1.1 Настоящий отраслевойдорожный методический документ (далее ОДМ) разработан в порядке,установленном в [1,2] исодержит рекомендации по технологии обеспыливания автомобильныхдорог с переходным типом покрытия с использованием битумнойэмульсии, направленные на повышение ихтранспортно-эксплуатационного состояния и потребительскихсвойств.
1.2 Рекомендациираспространяются во всех дорожно-климатических зонах наавтомобильных дорогах со средней приведенной интенсивностьюдвижения до 2000 авт/сут.
1.3 Обеспыливаниеавтомобильных дорог с переходным типом покрытия целесообразновыполнять по двум технологиям:
-технология розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия;
-технология смешения битумной эмульсии с материалом покрытия.
1.4 Настоящий ОДМпредназначен для применения организациями (предприятиями),осуществляющими дорожную деятельность по содержанию наавтомобильных дорогах общего пользования и на временных объездныхдорогах.
2Нормативные ссылки
Внастоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующиедокументы:
-Федеральныйзакон от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающейсреды»;
-Федеральныйзакон от 8 ноября 2007 г.
N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и одорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-Технический регламент таможенного союза «Безопасность автомобильныхдорог» (ТР ТС014/2011), утвержденный решениемКомиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г.
N 827;
-ГОСТ12.1.046-2014 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительныхплощадок;
-ГОСТ450-77 Кальций хлористый технический. Технические условия;
-ГОСТ857-95 Кислота соляная синтетическая техническая. Техническиеусловия;
-ГОСТ3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства.
Технические условия (с изменением N 1);
-ГОСТ6968-76 Кислота уксусная лесохимическая. Техническиеусловия;
-ГОСТ8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород длястроительных работ. Технические условия (с изменениями N 1-4);
-ГОСТ8269.
0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходовпромышленного производства для строительных работ. Методыфизико-механических испытаний (с изменениями N 1, 2);
-ГОСТ8736-2014 Песок для строительных работ. Техническиеусловия;
-ГОСТ8735-88 Песок для строительных работ.
Методы испытаний (сизменениями N 1, 2);
-ГОСТ10678-76 Кислота ортофосфорная термическая. Техническиеусловия;
-ГОСТ11030-93 Автогрейдеры. Общие технические условия;
-ГОСТ21718-84 Материалы строительные. Диэлькометрический методизмерения влажности;
-ГОСТ22733-2002 Грунты.
Метод лабораторного определения максимальнойплотности;
-ГОСТ23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ.Технические условия;
-ГОСТ25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий иоснований автомобильных дорог и аэродромов. Техническиеусловия;
-ГОСТ26980-95 Экскаваторы одноковшовые. Общие техническиеусловия;
-ГОСТ27535-87 (ИСО 7134-85) Машины землеройные. Автогрейдеры.Термины, определения и техническая характеристика для коммерческойдокументации;
-ГОСТ27811-95 Автогудронаторы. Общие технические условия;
-ГОСТ30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленныеорганическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства.
Технические условия;
-ГОСТ31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробленияплотных горных пород при производстве щебня. Техническиеусловия;
-ГОСТ31556-2012 Фрезы дорожные холодные самоходные. Общиетехнические условия;
-ГОСТ31548-2012 Катки дорожные самоходные. Общие техническиеусловия;
-ГОСТ31954-2012 Вода питьевая.
Методы определения жесткости;
-ГОСТ33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумынефтяные дорожные вязкие. Технические требования;
-ГОСТ33136-2014 Дороги автомобильныеобщего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Методопределения глубины проникания иглы;
-ГОСТ33142-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Битумынефтяные дорожные вязкие. Метод определения температурыразмягчения. Метод «Кольцо и Шар»;
-ГОСТ33143-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумынефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры хрупкостипо Фраасу;
-ГОСТ Р52289-2004 Технические средства организации дорожного движения.
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожныхограждений и направляющих устройств (с Изменениями N 1, 2);
-ГОСТ Р50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования кэксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечениябезопасности дорожного движения;
-ГОСТ Р55420-2013. Дороги автомобильные общего пользования.
Эмульсиибитумные дорожные катионные. Технические условия;
-ГОСТ Р55421-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные. Метод определения условнойвязкости;
-ГОСТ Р55422-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные.
Метод определения скоростираспада;
-ГОСТ Р55423-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные. Метод определения расслоения;
-ГОСТ Р55424-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные. Метод определения устойчивости прихранении;
-ГОСТ Р55425-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные. Метод извлечения битума путемвыпаривания;
-ГОСТ Р55426-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные.
Метод определения сцепления сминеральными материалами;
-ГОСТ Р55427-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные. Метод определения содержания вяжущегос эмульгатором;
-ГОСТ Р55428-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсиибитумные дорожные катионные.
Метод остатка на сите N 014;
-ГОСТ6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками.Технические условия;
-Методическиерекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общегопользования (ГСДХ Минтранса России от 17 марта 2004 г.
NОС-28/1270-ис);
-ВСН7-89 «Указания по строительству, ремонту и содержанию гравийныхпокрытий»;
-ВСН8-89 «Инструкция по охране природной среды при строительстве,ремонте и содержании автомобильных дорог» (Минавтодор РСФСР от 4сентября 1989 г. N НА-17/315);
-ОДМ218.2.
017-2011 Методические рекомендации «Проектирование,строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкойинтенсивностью движения», распоряжениеРосавтодора от 13 июля 2012 N 505-р;
-ОДМ218.2.
018-2012 «Методические рекомендации по определениюнеобходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполненияработ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектовсодержания автомобильных дорог», распоряжениеРосавтодора 25 апреля 2012 N 203-р;
-ОДМ218.6.
019-2016 Рекомендации по организации движения иограждения мест производства дорожных работ, распоряжениеРосавтодора от 2 марта 2016 г. N 303-р;
-ГН2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК)загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.Гигиенические нормативы, утвержденные постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 30августа 2016 г. N 146*;________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: постановлениемГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от30 мая 2003 года N 114. — Примечание изготовителя базы данных.
Источник: http://docs.cntd.ru/document/456055368
Технологии применения битумных эмульсий
Строительство и ремонт дорог — это широкая гамма различных технологий, грамотное использование которых позволяет быстро, качественно и оптимально реализовывать поставленные задачи. Руководители, прорабы, инженеры-проектировщики должны обладать знаниям всех технологий для того, чтобы правильно их применять.
Битумные эмульсии — это современный и технологичный материал, который широко применяется в дорожном строительстве. Разнообразие технологий с применением битумных эмульсий позволяет решать различные задачи в области ремонта и строительства дорог. Рассмотрим наиболее распространенные технологии с использованием битумных эмульсий.
Подгрунтовка
Битумная эмульсия может быть использована для создания водонепроницаемой мембраны из битума между слоями дорожной одежды, предотвращая проникновение воды или ее потерю посредством поверхностного испарения. Это позволяет сохранить равновесие влаги, а следовательно, и прочность конструкционных слоев.
Обеспечивается выдержка цементного связующего материала до достижения оптимальной прочности, в связи с чем уменьшается образование волосяных трещин на поверхности. Связующее покрытие представляет собой распыленную эмульсию, образующую тонкую пленку между существующим и новым дорожным покрытием.
Пленка уменьшает риск смещения между двумя слоями, а также обеспечивает равномерное распределение напряжений вследствие оптимального контакта между слоями. Связующие покрытия также используются при ямочном ремонте для обеспечения водонепроницаемости и надежного сцепления.
Подгрунтовка является ключевым фактором для обеспечения хорошей связи между слоями.
Подгрунтовка выполняется посредством стандартного разбрызгивания гудронаторами. Для достижения полного покрытия и глубокого проникания — распределение эмульсии должно быть равномерным.
Скорость напыления зависит от типа поверхности, к выбору скорости следует отнестись с особым вниманием. При устройстве покрытия поверх слоя цементо-бетона использование связующих покрытий является обязательным.
Для хорошего проникания в поверхность — эмульсия для подгрунтовки должна иметь высокую стабильность и образовывать на поверхности надежную пленку.
«Новачип»
Технология НОВАЧИП недавно стартовала на территории РФ и сразу же зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Эта технология позволяет укладывать тонкие слои асфальтобетона по горячей технологии, обеспечивая надежное сцепление со старым покрытием.
Применение технологии тонкослойных асфальтобетонов позволяет устранить недостатки традиционных поверхностных обработок, таких, как выброс щебня, ограничение скорости движения, проблемы, связанные с плохим качеством материалов.
Она позволяет наносить надежные верхние слои износа, не прибегая к глубокому фрезерованию старой поверхности, не наращивать слои асфальта и, как следствие, в городских условиях не прибегать к замене бордюров.
Влажная поверхность старого покрытия не является препятствием при укладке, диапазон укладки — с ранней весны до поздней осени.
Стабилизация грунта
Стабилизация грунта при помощи битумной эмульсии представляет собой производство холодных смесей эмульсии с неклассифицированными раздробленными материалами, природным щебнем, почвой и песком. Как правило, производство осуществляется на месте проведения работ.
Широко известно, что использование холодных смесей выгодно с точки зрения экономии энергии и защиты окружающей среды. Улучшается несущая способность основных слоев и слоев оснований при низких затратах и с использованием местных материалов.
Дороги с низкой интенсивностью движения могут представлять собой стабилизированное основание с последующим щебеночным уплотнением или поверхностной обработкой.
В противоположность основаниям, стабилизированным при помощи извести, при стабилизации основных слоев с использованием эмульсии подгрунтовка перед устройством верхнего слоя обычно не требуется, трещины при усадке не образуются.
Добавление небольшого количества эмульсии, даже 1%, предоставляет преимущество при смешивании и уплотнении влажных оснований, также улучшаются окончательные характеристики. Снижается водопроницаемость и уменьшается чувствительность материалов к воздействию воды, так как мелкие частицы обволакиваются битумом.
Для этих работ применяется современное оборудование, спроектированное для повторного использования материала — «Ресайклеры». Очень важно, чтобы до добавления эмульсии содержание воды в почве было доведено до заданной величины. Для некоторых типов оборудования эмульсия может быть добавлена в процессе смешивания.
Иногда для облегчения распределения эмульсии требуется ее разбавление. Затем материал смешивается на полную запроектированную глубину до достижения однородности, хотя покрытие всей поверхности каменного материала не требуется.
Как правило, добавление всей эмульсии осуществляется в ходе повторяемых процессов распыления эмульсии, смешивания, профилирования, частичного уплотнения, боронования.
Перед окончательным уплотнением может возникнуть необходимость в проведении аэрации, которая осуществляется посредством перемещения материала при помощи грейдера или повторного пропускания материала через смеситель.
Можно дополнительно распылить эмульсию поверх верхнего слоя в целях грунтовки верхних горячих слоев или улучшения водонепроницаемости поверхности перед проведением работ по уплотнению. Эмульсии для стабилизации грунта — это эмульсии медленного распада, с содержанием битума 55-65%, с возможной добавкой небольшого количества растворителя.
Регенерация асфальта
Использование холодной регенерации старых дорожных покрытий для дорожного строительства предлагает множество преимуществ с точки зрения экономии и охраны окружающей среды.
При этом сберегаются такие природные ресурсы, как каменный материал и нефтепродукты, на участке работ по устройству покрытия отсутствуют вредные испарения, а также отпадает необходимость в сушке и нагреве каменного материала, что ведет к экономии энергоресурсов.
Повторно используемый материал подвергают дроблению и сортировке по фракциям. При необходимости перед смешиванием с эмульсией соотношение фракций регулируется путем добавления нового каменного материала. Для достижения требуемых прочностных характеристик добавляется цемент.
Приготовление смесей из регенерированных материалов осуществляется в стационарной установке или непосредственно на рабочем участке. При производстве смеси в установке раздробленное покрытие транспортируется к месту нахождения установки для повторной переработки.
Полученный материал в течение некоторого времени может храниться в штабелях до его применения.
В случае приготовления смеси на месте проведения работ дорожное покрытие снимается, раздробляется, смешивается с эмульсией и укладывается в виде покрытия за один проход, не покидая рабочего участка.
Смеси, доставляемые со стационарной установки, укладываются с помощью обычного асфальтоукладчика или грейдера с последующим уплотнением.
Для регенерации приготавливают катионные эмульсии медленного и среднего распада ЭБК-3 и ЭБК-2, с содержанием битума 55-65%, с растворителем или без него.
Рецепт эмульсий предусматривает стабильность смеси с каменным материалом и время распада, обеспечивающее пригодность смеси до конца проведения работ.
Сларри сил
Технология Сларри Сил представляет собой метод устройства тонкого монолитного уплотнения поверх имеющегося покрытия при помощи смеси каменного материала мелкой фракции с битумной эмульсией, пригодной для смешивания.
Как правило, толщина уложенного слоя не превышает 1,5 размера самой крупной фракции каменного материала. Сларри Сил является водонепроницаемым и защищает поверхность от проникновения воды и разрушений.
Этот метод обеспечивает сопротивление заносу, а покрытие имеет гладкую поверхность, свободную от незакрепленного щебня.
Метод Сларри Сил аналогичен методу Микросюрфейсинга, но базируется на использовании каменного материала меньшей фракции, характеризуется медленным формированием. Сларри Сил можно сравнить с краской, которая защищает стену от внешних воздействий, так же Сларри Сил защищает дорогу.
Смешивание и укладка Сларри Сил на дорожных полотнах осуществляются при помощи специальных машин. На небольших участках, пешеходных дорожках работы выполняются вручную. До начала проведения работ по укладке Сларри сил поверхность очищают, а также заделывают трещины.
В некоторых случаях для лучшей пропитки и прилипания поверхность увлажняют водой или связующим составом. После завершения работ необходимо закрыть автомобильное движение по покрытию Сларри Сил до момента достижения определенной прочности.
Как правило, это время не превышает полутора часов.
Для устройства Сларри сил используют катионные эмульсии с регулируемой скоростью распада и содержанием битума 60-65%. При составлении рецепта эмульсии учитывается ее стабильность при смешивании с каменным материалом.
Рецепт эмульсии должен быть разработан таким образом, чтобы она имела заданное время смешивания и обеспечивала сцепление с увлажненными поверхностями в соответствии с выбранным каменным материалом и местными климатическими условиями.
Микросюрфейсинг
Микросюрфейсинг представляет собой специализированный метод для обновления изношенной поверхности. При этом используется смесь из каменного материала плотного или, в некоторых случаях, пористого грансостава с размером фракций до 10 мм, воды, добавок для регулирования времени распада и битумной эмульсии.
Смесь быстро наносится на поверхность дороги, формирование происходит в пределах 30 минут. Процесс аналогичен технологии Сларри Сил, но требует применения каменного материала больших фракций и эмульсий, модифицированных латексом или полимером.
Микросюрфейсинг может осуществляться в виде одинарных или сдвоенных слоев, что позволяет улучшить профиль поверхности и обеспечить текстуру с высоким сопротивлением заносу и хорошим внешним видом, аналогичным тонкому поверхностному слою при использовании горячей смеси.
Микросюрфейсинг можно сравнить с шпатлевкой, которая позволяет выровнять дорожные неровности, образованные вследствие разрушения верхнего слоя асфальта.
https://www.youtube.com/watch?v=aI4DiK0OCN0
Рецепт битумных эмульсий, используемых для Микросюрфейсинга, должен быть специально подобран в лабораторных условиях.
Напыление
Уплотнение напылением представляет собой напыление небольшого количества разбавленной битумной эмульсии, применяется для уплотнения грунтовых и асфальтовых поверхностей в целях устранения мелких трещин, уменьшения разрушений и улучшения сухих и изношенных покрытий, способствует укреплению грунтовых дорог.
Метод может быть использован в сочетании с поверхностной обработкой. Уплотнение напылением устраивается при помощи гудронаторов. Для достижения оптимального покрытия и проникания в поверхностные трещины напыление должно быть как можно более равномерным. Скорость напыления зависит от типа обрабатываемой поверхности.
В целях предотвращения снижения сопротивления заносу верхушки каменного материала должны оставаться непокрытыми. В случае слишком обильного применения для обеспечения сопротивления заносу необходимо нанести песок мелкой фракции с его прокаткой при помощи резиновых катков.
До открытия движения на дороге следует обеспечить выдержку.
Для хорошего проникания в поверхность эмульсия для устройства уплотнения напылением должна иметь высокую стабильность и низкую вязкость. Для этой технологии применяются эмульсии с медленной скоростью распада, которые перед применением рекомендуется разбавлять.
Адгезия
Эмульсии, используемые в любых сферах применения, могут быть улучшены посредством добавления адгезионных добавок. Кроме улучшения сцепления между битумом и каменным материалом, это также позволяет улучшить эмульгирование битума с достижением более высокого качества и более равномерного распределения частиц.
Адгезионные добавки необходимо добавлять в битумы, использующиеся для приготовления всех типов эмульсий в тех случаях, когда большое значение придается прочной связи между битумом и каменным материалом.
Адгезионные добавки могут добавляться до начала процесса эмульгирования — в резервуар для хранения битума или в линию подачи битума через статический миксер непосредственно перед эмульгированием. А также в водную фазу перед приготовлением эмульсий.
При добавлении адгезионной добавки в линию подачи битума или в водную фазу непосредственно перед эмульгированием — использование добавки с высокой тепловой стабильностью не требуется, но это является важным при добавлении в резервуар для хранения битума, где адгезионная добавка может потерять свои свойства вследствие длительного перегрева.
В. А. Жигадло, технический директор, ООО «Эмульбиттех»
По материалам журнала «Мир дорог» октябрь 2015. Mirpress.ru
Социальные кнопки для Joomla
Источник: http://www.pretor-road.ru/stati/127-tekhnologii-primeneniya-bitumnykh-emulsij.html
Обеспыливание автомобильных дорог / Всё об асфальтировании. Асфальтирование в Киеве
Обеспыливание дорог — комплекс работ по удалению с поверхности проезжей части дорог мелких пылевидных частиц (или их задержанию на поверхности), проводимый в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях и неукрепленных обочинах, с целью обеспечения нормальных условий движения транспортных средств.
Потребность в обеспыливании дорожного покрытия может возникнуть как в процессе содержания автомобильной дороги, так и на этапе ее ремонта и строительства новой дороги.
Например, потребность в обеспыливании часто возникает в процессе холодного фрезерования старого асфальтированного покрытия, так как при измельчении асфальтобетона неизбежно образуются большие объемы мелкофракционной каменно-песчаной пыли.
Также обеспыливание может потребоваться на отдельных этапах строительства новой дороги, как то устройство земляного полотна и сооружение дорожной одежды.
Например, при планировке поверхности земляного полотна перед вывозкой и распределением материала для дополнительного слоя основания, в сухую погоду производят обеспыливание путем розлива (распределения) обеспыливающих веществ или воды с помощью поливомоечных машин, либо с помощью цистерн, оборудованных распределительными устройствами.
Причины пылеобразования на проезжей части автомобильных дорог
Образование пыли происходит в результате износа покрытия под воздействием транспорта в сочетании с погодно-климатическими условиями (долгое отсутствие атмосферных осадков и высокая плюсовая температура воздуха).
Пылеобразование в результате износа покрытия является наиболее актуальным для дорог с переходным и низшим типом дорожной одежды (т. е. для щебеночных, гравийных, грунтовых дорог).
На дорогах с усовершенствованным типом дорожной одежды (с асфальтированным или цементобетонным покрытием), причиной пылеобразования может быть наличие неукрепленной обочины, а также регулярный въезд транспорта на такие дороги с примыкающих грунтовых и гравийных дорог.
Погодно-климатические факторы способствуют образованию пыли в равной степени и на асфальтированных, и на гравийных, и на грунтовых покрытиях.
Основные способы обеспыливания дорожных покрытий
Все основные способы обеспыливания покрытий автомобильных дорог можно разделить на три типа:
- Механическое удаление пыли. К такому способу обеспыливания относится смывание пыли водой, сдувание воздухом, засасывание с помощью вакуумных устройств, а также удаление слоя пыли и продуктов поверхностного износа автогрейдерами, подметальными машинами с механическими щетками и другой техникой. Чаще всего механический способ удаления пыли применяется при обеспыливании дорог с усовершенствованным типом дорожной одежды (с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием).
- Смешение материалов покрытия с вяжущими и клеящими добавками. При смешивании обеспыливающего вещества с материалом покрытия (грунтом, щебнем, гравием, песчано-гравийной смесью и др.), удается на некоторое время остановить или существенно замедлить процесс образования пыли, а также удерживать существующую пыль на поверхности покрытия в связанном виде. Такой способ не актуален для обеспыливания асфальтированных дорог, но при этом активно используется для обеспыливания дорог с переходным и низшим типом покрытия (грунтовых, гравийных и др.), в виду того, что механическое удаление пыли не предотвращает их интенсивный износ и не устраняет основной источник пылеобразования.
- Поверхностная обработка или пропитка покрытия. Осуществляется путем распределения по покрытию связывающих, клеящих материалов и химических реагентов в жидком виде или в сухом виде с последующим увлажнением обработанного покрытия. Поверхностная обработка или пропитка покрытия с целью его обеспыливания осуществляется как с применением органических (битум, битумная эмульсия, нефтепродукты и др.), так и минеральных обеспыливающих материалов (хлористый кальций, хлористый натрий, хлористый магний, лигносульфонаты и др.).
Обеспыливание асфальтированных покрытий
Асфальтированные покрытия очищают механическими щетками, поливомоечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой. При сухом обеспыливании пыль удаляется с помощью дорожных пылесосов (вакуумно-пневматической дорожной техники). Наиболее высокое качество очистки обеспечивают вакуумно-уборочные машины (подметально-уборочные машины с вакуумно-пневматической системой).
Обеспыливание грунтовых и гравийных покрытий
Высокая пылимость грунтовой, гравийной или щебеночной дороги означает увеличение затрат на ее обслуживание и содержание. При уменьшении доли мелкозернистого материала слой износа начинает разрыхляться, что приводит к появлению выбоин, колейности, выносу материала покрытия (грунта, щебня, гравия и др.
) на обочины и в откосы. Так, в теплый сухой период, под воздействием дорожного движения, поверхность грунтовой дороги разрыхляется и мелкозернистый материал поднимается в воздух в виде пыли. Такая пыль может оставаться в воздухе в течение длительного времени и посредством ветра уноситься на дальние расстояния.
На необеспыленных дорогах с грунтовыми, гравийными, щебеночными, а также шлаковыми покрытиями, вследствие высокой запыленности и ухудшения видимости пропускная способность может снижаться более чем в 2 раза.
Обеспыливание автомобильных дорог с переходными и низшими типами покрытий продлевает срок их службы (особенно при использовании каменных материалов малой прочности) и значительно уменьшает запыленность воздуха, позволяя таким образом увеличить скорость движения, а, следовательно, пропускную способность дорог, повысить безопасность дорожного движения и улучшить экологическую обстановку в прилегающих районах.
Обеспыливание щебеночных, гравийных, грунтовых и других дорог с переходным и низшим типом дорожной одежды может выполняться следующими способами:
- увлажнение водой (применяется для кратковременного предупреждения пылеобразования);
- обработка жидким битумом или битумной эмульсией;
- обработка техническими лигносульфонатами;
- распыление хлористого натрия, хлористого кальция, хлористого магния (бишофита) и других веществ, которые хорошо адсорбируют влагу из воздуха.
Увлажнение водой и поверхностная обработка (битумом, битумной эмульсией или лигносульфонатами) чаще всего применяется при содержании дорог, а распыление солей — в процессе ремонта и строительства новой дороги.
Обеспыливающие вещества
К наиболее часто применяемым обеспыливающим средствам относятся:
- Хлористый кальций. Данный материал гигроскопичен и после растворения длительное время не испаряется, оставаясь в жидком виде. Это ключевой фактор для его применения при обеспыливании дорог. Хлористый кальций может применяться как в сухом, так и в жидком виде (в виде 30%-ного раствора).
- Техническая поваренная соль (чаще всего ее применяют в виде 20…30%-ного раствора).
- Техническая соль сильвинитовых отвалов (кристаллические отходы калийных производств).
- Концентрированные рассолы (морская вода, лиманная вода, вода соленых озер и пластовые солевые воды).
- Лигносульфонаты технические — кальциевые, натриевые, кальциево-натриевые, аммониевые и другие соли лигносульфонатных кислот (побочного продукта лесохимической промышленности образуемого при производстве целлюлозы). Технические лигносульфонаты применяемые в качестве обеспыливающего вещества представляют собой густую жидкость коричневого или темно-коричневого цвета.
- Битумные эмульсии (анионные — ЭБА-3 и катионные — ЭБК-2, ЭБК-3).
- Нефтяные дорожные битумы (медленногустеющие — МГ 40/70 и среднегустеющие — СГ 40/70).
Соблюдение мер экологической безопасности при обеспыливании дорог
Для уменьшения отрицательного экологического воздействия обеспыливающих материалов на придорожную почву, воду и растительность, они должны применяться в минимальном количестве, диктуемом условиями безопасности движения, с соблюдением режима и установленных нормативов обеспыливания.
Перед началом обеспыливания рабочие органы распределительных машин должны быть отрегулированы так, чтобы исключить попадание химических веществ за пределы проезжей части. Не допускается проводить обеспыливание дорог солями в мелкодисперсном состоянии (порошке) в пределах населенного пункта.
При пересечении рек, ручьев или других водных преград, участки дорог в пределах установленных водоохранных зон, а при их отсутствии, на участках дорог длиной по 100 м с каждой стороны от моста (трубы), а также участки, проходящие в зоне охраны питьевой воды и вдоль других водоемов, расположенных на расстоянии до 100 метров, обеспыливают только органическими вяжущими материалами в виде битума или битумной эмульсии. Применение обеспыливающих средств на участках, проходящих через водоохраняемые территории, другие охранные зоны, территории заповедников и заказников допускается только по согласованию с природоохранными органами.
Для контроля, за степенью загрязнения полосы отвода обеспыливающими материалами, в весенне-летний период производится наблюдение за состоянием растений, обращается внимание на их рост, наличие или отсутствие признаков отравления, появление или исчезновение индикаторных растений.
Источник: http://www.unidorstroy.kiev.ua/articles-asphalting/obespylivaniye-dorog.html
Применение битумных эмульсий для обеспыливания грунтовых автомобильных дорог
Рассмотрим применение битумных эмульсий при обеспыливании грунтовых дорог. Карьерные дороги, пересечения и съезды характеризуются очень высокой запыленностью.
В общем случае количество пыли, которая поднимается в воздух, зависит от свойств материала покрытия дороги, текущего ее состояния, массо-габаритных показателей и скорости движения автомобиля.
Наличие большого количества пыли в воздухе может приводить к ускоренному износу двигателей, повышать аварийность, а также вызывать у людей, пребывающих в зоне действия, серьезные легочные заболевания.
Влияние запыленного воздуха может усиливаться при наличии ветра. Так, когда его скорость составляет от 3 до 5 м/с, то за границу дороги может попадать 1/3-1/2 от общего объема пыли. В пересчете на стандартные единицы измерения это составит 0,15-0,9 кг/м3.
Перечисленные выше факторы приводят к тому, что существенно ухудшается видимость, а скорость движения автомобилей снижается. Устранить негативное воздействие пыли можно применяя современные обеспыливающие технологии и покрытия дорог, изначально снижающие вероятность попадания в воздух вредного компонента.
Возможно ли применение битумной эмульсии для грунтовых дорог?
Существующие на сегодня способы устранения пыли условно можно разделить на три типа. К первому относятся механические воздействия: смывание, сдувание, засасывание при помощи вакуумных устройств. Также может применяться специальная техника: грейдеры, механические щетки и другие подобные механизмы.
Второй способ – это смешивание материала дорожного покрытия со специальными вяжущими и склеивающими веществами. В результате образуются непылящие агломераты, а верхний слой покрытия обладает совершенно новыми эксплуатационными характеристиками.
Третий способ представляет собой поверхностную обработку покрытия смазывающими, клеящими материалами, а также химическими реагентами.
На практике чаще всего используют малоэффективный подход – поливают грунтовую дорогу водой и сметают слой пыли специальными щетками. Однако, источник пылеобразования при этом остается неизменным. Да и при температуре выше 25 ºС и относительной влажности меньше 50 % буквально через полчаса происходит испарение влаги и восстановление запыленности воздуха.
Рассмотрим зарубежный опыт в области укрепления и обеспыливания грунтовых автомобильных дорог. Международная дорожная ассоциация рекомендует следующую последовательность действий. Сначала проводят подготовку дорожной поверхности, измельчая комки грунта. Далее его увлажняют и профилируют поверхность дороги. После этого вводят вяжущее – битумную эмульсию.
Для приготовления битумных эмульсий используются серийные установки типа УСБ-1 производства компании GlobeCore. В зависимости от будущего объема работ можно выбрать модель необходимой производительности (от 1 до 8 м3/час).
Климатическое исполнение УСБ-1 позволяет выполнять работы по обеспыливанию грунтовых дорожных покрытий практически круглый год: от ранней весны и до поздней осени (при температуре не ниже +5 ºС). После введения битумной эмульсии грунт уплотняют дорожными катками.
Для улучшения пропитки вяжущим перед уплотнением между последней и предпоследней операцией может дополнительно использоваться рыхление.
Допускается применение незначительного количества воды с целью увлажнения грунта и разжижения эмульсии. Это позволит равномерно распределить ее по поверхности и легче перемешивать с верхними слоями дороги.
Преимущества битумных эмульсий при обеспыливании грунтовых дорог
Можно выделить следующие преимущества применения битумных эмульсий для обеспыливания грунтовых дорожных покрытий:
- экономичность процесса. Количество использованной битумной эмульсии относительно невелико;
- материалы, обработанные битумной эмульсией, достаточно технологичны и обладают хорошей укрывистой и несущей способностью;
- существует возможность работы с влажными материалами.
Также имеют место определенные ограничения:
- битумные эмульсии не подходят для обработки глинистых и переувлажненных материалов;
- значение модуля упругости укрепленного материала невысоко.
Для долгосрочной профилактики появления пыли необходимо верхнюю часть дорожного покрытия обрабатывать битумной эмульсией на глубину до 5-6 см.
Источник: https://mill.globecore.ru/device-road-coating-with-apply/
Методические рекомендации Методические рекомендации по приготовлению и применению катионных битумных эмульсий — скачать бесплатно
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
Введены в действие
распоряжением
Минтранса России
№ ОС-805-р от 15.09. 2003 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ
КАТИОННЫХ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ
Москва 2003
1 .Разработаны ОАО «Воронежавтодор».
2 .Внесены Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве.
3 .Утверждены и введены в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации № ОС-805-р от 15.09.2003 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие методические рекомендации по применению катионных битумных эмульсий (далее Рекомендации) разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта России.
Рекомендации могут быть использованы в практической деятельности федеральных и территориальных органов управления дорожного хозяйства, дирекций строящихся дорог, проектных и подрядных производственных организаций.
Основным достоинством дорожных битумных эмульсий по сравнению с обычными битумами является возможность их применения при повышенной влажности, пониженной температуре окружающего воздуха, при одновременной экономии битума.
Эмульсии, особенно прямые, обладают значительно меньшей вязкостью по сравнению с битумом, что позволяет производить дорожные работы холодным способом, исключающим подогрев каменного материала, эмульсии и смесей на их основе.
Особенно важно, что эмульсии позволяют работать в таких неблагоприятных погодных условиях, когда даже в присутствии поверхностно-активных добавок невозможно добиться необходимого качества работ с использованием горячих смесей.
Многочисленные технологии дорожного строительства с использованием битумных эмульсий, успешно применяемые за рубежом десятилетиями, постепенно пробивают себе дорогу и в России.
Никого не удивить эмульсионной подгрунтовкой перед нанесением слоя асфальтобетона, поверхностной обработкой (чип сил), ямочным ремонтом инжекторным методом. В стране находится уже около 20 сларри-машин, половина из которых успешно работает.
Начато применение битумных эмульсий для укрепления оснований дорог, обработки трещин в дорожных покрытиях, холодного ресайклинга, приготовления холодных эмульсионно-минеральных смесей.
Зачастую по этим видам работ не существует глубоко проработанной методики на русском языке и официальной нормативно-технической документации, многие виды работ выполняются на ощупь без необходимых предварительных исследований.
Результаты теоретических исследований и практического использования битумных эмульсий показывают, что наибольший эффект достигается при применении катионных битумных эмульсий.
Рекомендации содержат сведения о технологиях приготовления и использования катионных битумных эмульсий при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Рекомендации разработаны коллективом авторов в составе канд. техн. наук В.И. Алферова (научный руководитель работы), канд. техн. наук Н.И. Паневина (ОАО «Воронежавтодор»), д-ра техн. наук В.П. Подольского (ВГАСУ), канд. техн. наук А.А. Ронова (ООО «Агримэкс»).
1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 . Дорожная битумная эмульсия — дисперсная система, состоящая из двух взаимно нерастворимых жидкостей, представляющая собой однородную маловязкую жидкость темно-коричневого или черного цвета. Одна из жидкостей (дисперсная фаза) тонко измельчена (диспергирована) и находится в другой жидкости (дисперсионной среде).
1.2 . Полимермодифицированная (битумно-полимерная) дорожная битумная эмульсия — битумная эмульсия, имеющая в своем составе полимер в виде латекса или модифицирующей добавки к битуму в количестве, необходимом для улучшения свойств остаточного вяжущего.
1.3 . Настоящие рекомендации распространяются на приготовление и использование катионоактивных битумных эмульсий классов ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБК-3 и полимермодифицированных эмульсий этих же классов (ЭБПК-1, ЭБПК-2, ЭБПК-3) по ГОСТ 18659 .
1.4 . По характеру взаимодействия с минеральными материалами битумные дорожные эмульсии делятся на быстро- средне- и медленнораспадающиеся.
1.5 . Согласно ГОСТ 18659 скорость распада битумных эмульсий характеризуется возможностью смешивания их с минеральными материалами различного гранулометрического состава (табл. 1.1 ). При этом классы ЭБК-1 (ЭБПК-1), ЭБК-2 (ЭБПК-2), ЭБК-3 (ЭБПК-3) соответствуют быстрой, средней и медленной скорости распада.
Таблица 1.1
Показатели смешиваемости эмульсии различных классов с минеральными материалами
Наименование показателей |
Классы эмульсии |
||
ЭБК-1, ЭБПК-1 |
ЭБК-2, ЭБПК-2 |
ЭБК-3, ЭБПК-3 |
|
Смешиваемость со смесями минеральных материалов: |
|||
пористого зернового состава |
Не смешивается |
Смешивается |
Смешивается |
плотного зернового состава |
Не смешивается |
Не смешивается |
Смешивается |
1.6 . Область применения битумных эмульсий различных классов приведена в табл. 1.2 .
Таблица 1.2
Класс битумной эмульсии |
Область применения |
ЭБК-1 |
Устройство поверхностной обработки Ямочный ремонт дорожных покрытий Подгрунтовка |
ЭБК-2 |
Устройство поверхностной обработки Устройство оснований дорожных конструкций способом пропитки Приготовление черного щебня и пористых щебеночных смесей для устройства оснований дорожных одежд |
ЭБК-3 |
Приготовление плотных эмульсионно-минеральных смесей для устройства покрытий и слоев износа Укрепление откосов земляного полотна Приготовление грунтовых смесей Обеспыливание грунтовых дорог |
2 . СВОЙСТВА КАТИОННЫХ ДОРОЖНЫХ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ
2.1 . Используемые катионные битумные эмульсии должны соответствовать ГОСТ 18659 «Эмульсии битумные дорожные. — Технические условия» в части предъявляемых к ним требований за исключением положений, содержащихся в п.п. 2.3 , 2.4 и 2.10, или техническим условиям предприятия-изготовителя.
2.2 . Массовая доля остаточного вяжущего (битума с эмульгатором и полимером) должна быть в пределах 45-69 %.
2.3 . Глубина проникания иглы при 25 °С остаточного вяжущего должна соответствовать маркам вязкого битума, рекомендуемым приложением А ГОСТ 9128-97 .
2.4 . Показатели температуры размягчения и растяжимости остаточного вяжущего, выделенного из эмульсии, не должны уменьшаться более, чем на 15 % относительно свойств исходного битума.
2.5 . Условная вязкость битумной эмульсии при 20 °С должна находиться в пределах 10-180 с.
2.6 . Водородный показатель (рН) приготовленной битумной эмульсии должен находиться в пределах 2,0-4,0.
2.7 . В процессе хранения битумной эмульсии не должно происходить изменения показателя рН более, чем на 0,3. Определение значения рН должно производиться через 1,3 и 7 сут после приготовления.
3.1 . Исходные материалы
3.1.1 . Для приготовления катионных битумных эмульсий используют битумы нефтяные дорожные по ГОСТ 22245-91.
3.1.2 . Для повышения качества выполняемых работ при приготовлении эмульсий могут быть использованы битумы, модифицированные термоэластопластами ДСТ-30-01 1 группы по ТУ 38 103267-80, ДСТ-30Р-01 1 группы по ТУ 38 40327-90, каучуком СКС — 30АРКМ-15 по ТУ 30-103320-76 или другими добавками, использование которых разрешено Росдорконтролем.
3.1.3 . Полимермодифицированные битумные эмульсии могут быть получены путем введения катионоактивных латексов «Каталат С-30» по ТУ 38.40379-03, «Бутонал», «Интерлатекс АФ», «Родкем 600» и других, совместимых с эмульсией.
3.1.4 . В качестве эмульгаторов для катионных эмульсий используют ПАВ типа аминов, диаминов, амидоаминов, четвертичных аммониевых соединений и другие, соответствующие техническим условиям предприятия-изготовителя. Вид и количество эмульгатора, используемого для приготовления битумной эмульсии, выбирается в зависимости от класса и назначения битумной эмульсии.
Номенклатура и область применения выпускаемых в настоящее время в России ПАВ приведены в табл. 3.1.
Тщательный подбор эмульгатора играет большую роль в получении эмульсий с требуемыми свойствами.
3.1.5 . Окончательное решение по дозировке эмульгаторов принимается на основе результатов лабораторного подбора составов, оно обуславливается технологическими особенностями использования битумных эмульсий и свойствами использующихся в процессе производства исходных компонентов.
3.1.6 . Функциональное действие эмульгаторов обеспечивается вступлением их в реакцию с кислотой.
3.1.7 . Для приготовления катионных битумных эмульсий используется соляная кислота по ГОСТ 857-95 , уксусная — по ГОСТ 6968-76 или ортофосфорная — по ГОСТ 10678-76 .
Таблица 3.1
Эмульгаторы для приготовления катионных битумных эмульсий
Наименование эмульгатора, ТУ |
Фирма |
Получаемая эмульсия, класс по ГОСТ 18659-81 |
Ориентировочная дозировка, % от массы эмульсии |
АТМ, ТУ 38 40798-78 |
НПО «Синтез» |
ЭБК-1 ЭБК-2 |
0,6-1,0 |
Дорос, ТУ 5718-001-33-452160-96 |
Дорос |
ЭБК-1 ЭБК-2 |
0,5-1,0 |
Биэм, ТУ 2482-008-24257-290-99 |
НПП «Донтехнохим» и «Дортранснии» |
ЭБК-1 ЭБК-2 |
0,5-0,7 |
Амдор ЭМ, ТУ 0257-007-35475596-98 |
ЗАО «Амдор» |
ЭБК-1 ЭБК-2 |
0,15-0,6 |
Азол 1016, ТУ 2490-031-00205423-01 |
Котласский химзавод |
ЭБК-1 ЭБК-2 |
0,31-0,40 |
3.1.8 . Необходимое количество кислоты устанавливают на основе данных лабораторного подбора, выполненного исходя из условий обеспечения нормативных требований к битумным эмульсиям. При этом водородный показатель (рН) водного раствора эмульгатора должен находиться в пределах 1,8-3,0.
3.1.9 . При использовании эмульгаторов на основе аминов перед началом работ по п. 3.1.8 может быть определено ориентировочное содержание кислоты по формуле
,
где А — количество соляной кислоты, % массы воды;
О — основность эмульгатора, мл HCl /г (мл раствора HCl с концентрацией 0,1 моль/дм3 (0,1 Н) на 1 г);
n — количество эмульгатора, % массы битума;
С — концентрация соляной кислоты, %.
3.1.10 . Используемая для производства катионных битумных эмульсий вода должна соответствовать ГОСТ 4151-72 , иметь жесткость не выше 6 мг-экв/л и не должна содержать взвешенные частицы.
Источник: http://www.gosthelp.ru/text/Metodicheskierekomendacii116.html