МОСТЫ В УСЛОВИЯХ ПЛОТНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20 октября 2016 г. № 723/пр

Москва

Об утверждении свода правил «Мосты в условиях
плотной городской застройки. Правила проектирования»

В соответствии с Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624, подпунктом 5.2.

9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г.

№ 1038, пунктом 124 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил, строительных норм и правил на 2015 г. и плановый период до 2017 г.

, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 470/пр с изменениями, внесенными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 659/пр, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа свод правил «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования», согласно приложению.

2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры в течение 15 дней со дня издания приказа направить утвержденный свод правил «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования» на регистрацию в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

3.

Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры обеспечить опубликование на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного свода правил «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования» в электронно-цифровой форме в течение 10 дней со дня регистрации свода правил национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

И.о. Министра _______________подпись Е.О. Сиэрра

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ СП 259.1325800.2016

МОСТЫ В УСЛОВИЯХ ПЛОТНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ.
ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Москва 2016

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — ЗАО «Институт ИМИДИС»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 723/пр и введен в действие с 21 апреля 2017 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Настоящий свод правил подготовлен для повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», учёта особенностей проектирования мостовых сооружений в условиях плотной городской застройки.

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа выполнена авторским коллективом ЗАО «Институт ИМИДИС»: д-р техн. наук, профессор А.И Васильев, канд. техн. наук А.С. Бейвель, канд. техн. наук Б.И. Кришман, канд. техн. наук Е.В. Фальковский, инж. Т.В. Медведева с участием ОАО «МОСИНЖПРОЕКТ» и ФГУ ВНИИ ПО — А.С. Чирко, Д.В. Ушаков, Я.В. Гуринович.

СВОД ПРАВИЛ

МОСТЫ В УСЛОВИЯХ ПЛОТНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯBridges in dense urban areas. Design rules

Дата введения 2017-04-21

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых постоянных мостовых сооружений, в том числе путепроводов любых типов, виадуков, эстакад, пешеходных и совмещенных мостов на автомобильных дорогах и улицах городов с населением 500 тысяч человек и более (при коэффициенте плотности застройки не менее 2,0).

2 Нормативные ссылки

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением № 1)

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293748/4293748421.htm

Проектирование и расчет железобетонных и металлических мостов, создание 3D моделей

Конструкция предназначена для проведения дороги (ЖД, автомобильной, пешеходной) через препятствие, которым может быть водоем, железнодорожные пути или иная неровная поверхность. В статье мы расскажем о нормах проектирования и строительства металлических и железобетонных мостов.

Виды сооружений

Конструктивные особенности каждого отдельного строения, а соответственно и проекта, зависят от многих факторов. Это условия эксплуатации, назначение, максимальная масса нагрузки и пр. От этого зависит конструкция, используемые материалы и технологии моделирования.

Рассмотрим классификацию мостов.

По назначению:

  • автомобильные – для сухопутного транспорта;
  • железнодорожные – для поездов;
  • пешеходные – для людей, передвигающихся пешком;
  • совмещенные – крупные сооружения, имеющие дороги разного назначения;
  • инженерные – построены для прокладки коммуникаций, например, газопровода, кабелей электрического напряжения и пр.

По типу опор:

  • жесткие – сваи опираются на твердую почву;
  • плавучие – расположены на водной глади, поэтому имеют определенную степень осадки, в зависимости от уровня воды в водоеме.

По статичности положения конструктивных элементов:

  • неподвижные – большинство;
  • раздвижные – для мест, где проходят крупные судоходные пути.

По используемому материалу:

  • деревянные – редкость, но элементы еще иногда используются;
  • стальные;
  • железобетонные;
  • бетонные;
  • каменные;
  • комбинированные – часто на основу из бетона накладывается металлоконструкция.

По уровню расположения проезжей части относительно одного пролета конструкции:

По высоте постройки в зависимости от уровня воды в водоеме:

  • высоководные – не затопляются даже в период весеннего половодья;
  • низководные – подтопляются при некоторых условиях;
  • подводные – предполагают передвижение транспорта вброд.

По габаритам:

  • короткие – до 25 метров в длину;
  • средние – до 100 м;
  • длинные – до 500 м;
  • индивидуальной планировки – более 0,5 км.

По ширине дороги разделяются на количество полос или путей. Особенным разрядом проходят мосты общего назначения, когда на одной конструкции есть линии и для автомобилей, и для железнодорожного транспорта, и для пешеходов.

По сроку эксплуатации:

  • временные – устанавливаются на период строительных или ремонтных работ;
  • постоянные.

Конструкция – это основной принцип, по которому можно различать разные проекты переправ.

Балочное строительство

Одно из самых древних и проверенных. Строение имеет довольно примитивную схему – две балки по обе стороны реки соединены пролетами, которые покоятся на основаниях. Опоры могут быть выполнены небольшими, свайного типа, так как им только необходимо снизу держать основание и не выступать за его пределы.

Основная геометрия – прямая линия. Выбирается кратчайший участок для переправы, учитываются расстояния от одного берега до другого, а также состояние почвы, чтобы она не подвергалась размыванию, иначе конструкция может разрушиться.

Элементы моста – балки и фермы, вместе они образуют пролеты, которые могут в размере достигать 33 м или 42 м. Это классические параметры, для них предусмотрена стандартная высота основания – 1,7 и 2,1 метр соответственно.

На каждый пролет есть своя опора, в зависимости от соединения этих двух частей различают мосты разрезные, консольные и неразрезные.

Укрепляются строения как продольными, так и поперечными балками. Второе членение считается факультативным и применяется в случаях, когда длина одного пролета превышает 33 метра. Их количество прямо зависит от ширины проезжей части.

При расчете металлического железнодорожного или автомобильного моста балочного типа учитывается три основные влияния – вертикальные нагрузки, горизонтальные силы сжатия и растяжения, скручивание. При этом чем больше предполагаемая нагрузка на балки, тем чаще должны располагаться опоры.

Программа VetCAD++ позволяет оформлять все чертежи в соответствии со стандартами ГОСТ. Чтобы все схемы были правильно созданы, а также имели нормативное оформление, нужно установить этот модуль на САПР ZWCAD, в котором происходит проектирование.

Арочное строительство – основы и принципы создания проекта

Арка представляет собой свод через водоем или иное препятствие. Небольшие конструкции в древности выполнялись из каменной кладки, представляли собой монолит.

В чистом своем виде, при небольших расчетных нагрузках, основная тяжесть приходится на две опоры, которые располагаются по краям – на берегу. В случаях протяженных дорог или увеличенных воздействий на несущую поверхность применяется дополнительное укрепление оснований в виде колонн посередине. Тогда соединение приобретает форму буквы «Т», а сама арка уже не считается монолитом.

Почему свод имеет такую высокую прочность? Дело в распределении сил. Они идут по касательной к основаниям – пятам, которые расположены по бокам. А блоки, которые применяются для сдерживания двух концов арочной конструкции, не дают строению «расползтись» под действием сил.

Проектирование автодорожных подвесных мостов

К такому методу прибегают, когда нет возможности обеспечить достаточного упора промежуточными колоннами. Например, это актуально при преодолении большого препятствия, глубокого водоема.

По обе стороны на берегу, если вопрос стоит о прокладывании дороги через реку, ставятся пилоны – это высокие прочные, обычно выполненные из крепкой стали, опоры, значительно высотой превосходящие предполагаемый уровень моста.

Их может быть 4 в минимальном случае или более – если необходимо сделать покрытие на много полос движения. Между каждой парой пилонов протягиваются прочные тросы. К ним, в свою очередь, прикрепляются крепления потоньше. Они соединяют стальные несущие веревки с дорожным полотном.

Чем больше вертикальных подвесных опор, тем стабильнее положение поверхности.

Жесткость самого полотна обеспечивается такими же соединительными балками, пролетами, как и в случае моделирования балочного моста.

Вантовая разновидность практически аналогична предыдущему варианту, но отличается конструкцией натяжения вантов – стальных тросов. Они не делятся на горизонтальные и вертикальные линии, а все идут по диагонали от пилонов по бокам. В зависимости от расположения крепления к дороге они имеют разный угол натяжения.

Считается, что это более надежный тип подвесного строения, так как целостность всего покрытия не зависит только от двух горизонтальных цепей.

Проектирование такого сложного объекта может быть выполнено только с помощью профессионального софта. Программа СПДС GraphiCS устанавливается на САПР ZWCAD. Эта связка позволяет создавать проекты с мельчайшими прорисовками и указаниями, разбивать генплан на спецификации, делать выборки, а также вести всю проектную и рабочую документацию по стандартам ГОСТ.

Понтонные переправы – основы моделирования

Плавучие системы очень небезопасны из-за своей высокой подвижности, малой нагрузки, которую они выносят, а также из-за возможности подтопления.

Но к такому методу иногда приходится прибегать в двух случаях:

  • нет возможности установки иного типа моста, например, из-за неприспособленной, болотистой почвы на берегу;
  • в качестве аварийного или временного перепутья, пока лед на водоеме не встанет и не даст возможность начать монтаж железобетонных оснований.

Конструкция состоит из отдельных секций с подвижным соединением. Если сделать жесткий монолит, то велик риск, что природные явления не просто поколеблют, а напрочь разрушат понтон.

Еще одна особенность – отсутствие жесткой сцепки с берегом из-за недостаточных возможностей по установлению стабильного уровня нахождения переправы.

В условиях городской застройки необходимо разгружать транспортный поток, осуществлять развязки. Примером этому являются виадуки, эстакады, путепроводы. Рассмотрим подробнее, в чем отличие перечисленных вариантов от ранее приведенных видов переправ.

Путепровод – это мостовое сооружение, которое находится в городе, оно предназначено для преодоления дорог иного назначения, например, может проходить над линией ЖД путей. В своей основе он намного легче и в процессе создания проекта, и при строительстве, так как не нужно учитывать нагрузки и влияния течения реки, коррозии, размывания берегов и пр.

Они могут быть разного типа, даже в виде короткого тоннеля, если он проходит над препятствием. Конфигурация может быть как прямой, так и изогнутой, в протяженность обычно не превышает 60-120 метров.

Эстакада. Основное отличие от путепровода – это расстояние. Эстакадные конструкции прокладываются на длительные километры вперед и могут пересекать множественные препятствия, тоже в отличие от предыдущего типа автомобильной дороги. Это и овраги, и ЖД линии, и водоемы. Это огромный строительный комплекс, который состоит из соединенных воедино элементов – тоннелей, путепроводов и пр.

Создание такого моста требует 3Д модели. Многочисленные конструкции должны проектироваться индивидуально, а затем сводиться в один план. Для этих целей удобно использовать программы от «ЗВСОФТ». Они позволяют создавать трехмерные объекты, а также копировать их и их свойства, чтобы, например, повторить одинаковый элемент на следующем участке длинного пути.

Виадук – это помесь эстокады и моста над водоемом. Он простирается на суше, но преодолевает не иные транспортные линии, а неровный рельеф, например, внушительный овраг. Перед принятием решения о постройке конструкции создаются варианты – начинать строительство или создавать насыпи. Выбирается обычно наиболее экономичный вариант.

Особенность виадука в индивидуально разработанных опорах. Нельзя взять один пример расчета железобетонного моста, так как особенности местности предполагают различные по длине, ширине и установке сваи.

Акведук – это тоже один из вариантов мостового сооружения. Только передвигаются по переправе не поезда, не машины и не люди, а речные суда. е строение представляет собой искусственную реку над водоемом.

Нормативные документы

Регламентируют проектирование и процесс монтажа множество актов. Самыми существенными являются:

  • СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы».
  • Федеральный закон N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  • СП 259.1325800.2016 «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования».
  • ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования».
  • ГОСТ 26607-85 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Функциональные допуски».
  • СП 131.13330.2012 «Строительная климатология».
  • ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения».

Этапы проектирования автомобильных и железнодорожных мостов, опор и дорожного полотна

Вне зависимости от того, какой тип конструкции применяется и какие конструктивные решения будут приняты, проектировщик должен опираться на следующий алгоритм работы:

  • Инженерные и экономические изыскания – анализ выгоды строения, а также возможность возведения переправы на данном участке местности. Также в это время учитываются все особенности почвы, воды и климата в целом.
  • Предварительные эскизы.
  • Получение разрешения на строительство, сбор разрешительной документации.
  • Создание проекта.
  • Расчеты и формирование сводок, спецификаций, смет. Здесь учитываются используемые материалы, озвучивается предварительная стоимость конструкции.
  • Проектная экспертиза.
  • Согласование с государственными органами, непосредственными заказчиками.
  • Строительство.

по программам для проектирования

или присоединяйтесь к нашей группе в соцсети

Источник: https://www.zwsoft.ru/stati/proektirovanie-i-raschet-zhelezobetonnyh-i-metallicheskih-mostov-sozdanie-3d-modeley