О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Соглашение о государственно-частном партнерстве – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Законодательное регулирование

Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Отличительные признаки соглашения о государственно-частном партнерстве:

  • договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;
  • объекты – федеральная, региональная или муниципальная собственность;
  • предусмотрена возможность финансирования публичным партнером строительства и эксплуатации объекта, а также платы частного партнера публичному партнеру в период эксплуатации объекта; соглашением может быть предусмотрена выплата штрафов и неустоек как частным партнером, так и публичным партнером;
  • финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании, реконструкции объекта;
  • право собственности на объект в период эксплуатации может принадлежать как частному партнеру, так и публичному партнеру, по истечения срока соглашения объект может остаться в собственности частного партнера, а также предусмотрена возможность передачи объекта в собственность публичного партнера.
  • оценивается эффективность проекта и определяется его сравнительное преимущество уполномоченным органом;
  • возможно распределение рисков между частным партнером и публичным партнером;
  • гарантии прав частного партнера, обеспечиваемые со стороны государства.

Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве:

Публичный партнер:  Частный партнер: 
  • Российская Федерация (Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
  • Субъект РФ (орган гос. власти субъекта РФ);
  • Муниципальное образование (орган местного самоуправления);
  •  Российское юр. лицо, кроме:
  1. государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  2. государственных и муниципальных учреждений;
  3. публично-правовых компании и иных создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов юридических лиц;
  4. хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  5. дочерних хозяйственных обществ, находящихся под контролем указанных выше организаций;
  6. некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в форме фондов;
  7. некоммерческих организаций, созданных указанными выше организациями в форме фондов.

Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве:

  1. частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
  2. транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
  3. объекты железнодорожного транспорта;
  4. объекты трубопроводного транспорта;
  5. морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  6. морские суда и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  7. воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
  8. объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  9. гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
  10. подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
  11. объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
  12. объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
  13. объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
  14. объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
  15. мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
  16. объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
  17. объекты охотничьей инфраструктуры;
  18. имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.

Основные положения соглашений о государственно-частном партнерстве

Предоставление земельного участка

Предоставление в аренду (субаренду) без проведения торгов земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется для ведения деятельности по соглашению о государственно-частном партнерстве. Срок аренды не может превышать срок действия концессионного соглашения.

Плата публичного партнера

  • Часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;
  • Часть расходов на эксплуатацию и (или) техническое обслуживания объекта;
  • Государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

Размер платы указывается в решении о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, в конкурсной документации, в соглашении о государственно-частном партнерстве.

Плата частного партнера

  • вносится как в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных периодов его эксплуатации и (или) технического обслуживания;

Размер, форма, порядок и сроки устанавливаются соглашением о государственно- частном партнерстве;

Форма платы:

  1. твердая сумма платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
  2. установленная доля продукции или доходов, полученных в результате деятельности, предусмотренной соглашением;
  3. передача публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливается с учетом:

  • Срока создания объекта;
  • Объема инвестиций;
  • Срока окупаемости инвестиций;
  • Срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.

Срок соглашения не менее 3 лет.

Источник: http://economy.gov35.ru/departments/economic_development/investment/ppp/agreement/

Государственно-частное партнерство — Меры поддержки — Инвестиционный портал Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург является неоспоримым лидером в России по использованию такой формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство.

В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства

1

место

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге в различных стадиях реализации находятся шесть соглашений о государственно-частном партнёрстве, два проекта проходят конкурсные процедуры, еще 15 проектов находятся в стадии подготовки.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же
задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения.

Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса.

Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Основные модели ГЧП:

Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения  
Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находится в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ

Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия:

В 2015 году Закону о КС исполнилось 10 лет. По сути, это первый в современной России нормативный акт, регулирующий отношения в сфере ГЧП. Ключевой элемент его правового регулирования – это КС.

По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.

В 2015 г. был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике.

Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.

Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта.

В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.

), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Ключевые отличия:

  • в рамках КС право собственности на объект всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом);
  • в рамках КС осуществление эксплуатации всегда возлагается на концессионера;
  • в рамках СГЧП осуществление эксплуатации может быть возложено на публичного партнера;
  • в рамках СГЧП право собственности на объект соглашения возникает у частного партнера.

Признаки ГЧП:

Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП   не менее 3 лет)   В среднем по статистике КС в России заключаются на срок 13 лет. Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП, и наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения

Преимущества механизма ГЧП:

Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП)
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)
Снижение присутствия государства в экономике Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения

Источник: http://spbinvestment.ru/ru/gid/partnerstvo

Система государственно-частного партнерства в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 марта 2017 г. Министерство экономического развития, курирующее инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), подвергло критике претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к ряду крупных концессионных соглашений.

В частности, ФАС аннулировала результаты открытого конкурса по строительству автомобильной дороги Стерлитамак — Кага — Магнитогорск, сославшись на то, что эта концессия подразумевала такую плату концедента, при которой инвестор фактически не нес собственных расходов на проект.

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство — схема реализации инвестиционных проектов (преимущественно, в области инфраструктуры) на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства. Государство получает функционирующий объект, экономя на финансировании его строительства или реконструкции, предприниматели — зарабатывают средства на последующей эксплуатации объекта.

ГЧП может быть реализовано в различных формах. Обычно частная компания строит или реконструирует объект за свой счет, а потом получает право эксплуатировать его в течение определенного срока на безвозмездной основе (при этом объект формально остается в собственности у государства). Такая форма называется концессией.

Однако существуют и другие виды ГЧП.

Например, построенный объект может на какое-то время оставаться в собственности у компании-строителя; либо после сдачи объекта частный партнер может получать субсидии от государства на функционирование объекта или наоборот — перечислять государству часть полученных средств от его эксплуатации. Юридический механизм концессий и ГЧП не прописан в Гражданском кодексе РФ.

Основополагающие документы для них — это закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г., а также «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» от 13 июля 2015 г.

Однако некоторые из проектов ГЧП реализовывались и на другой правовой базе, например, на основе закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» (от 17 июля 2009 г.) или на местном законодательстве.

Одним из первых свои собственные законы о ГЧП начал принимать Санкт-Петербург (в 2004 г.).

Плата концедента

Согласно российскому закону «О концессионных соглашениях», концедент (в данном случае — государство-заказчик) может выплачивать определенную сумму партнеру-участнику концессионного соглашения.

Этот механизм требуется для реализации проектов с низкой инвестиционной привлекательностью, например, социальных объектов, на которых концессионер не сможет зарабатывать после их сдачи в эксплуатацию.

Согласно вступившим в силу с 1 июля 2015 г. поправкам в закон о концессиях, было разрешено заключать соглашения, в которых концессионер одновременно получает плату концедента и взимает сбор за пользование готовым объектом.

Ранее это было запрещено. Закон не оговаривает пороговые значения для размеров платы концедента.

Однако в ФАС считают, что контракты, по которым все расходы на строительство и эксплуатацию системы будет возмещать государство, являются нарушением закона о госзакупках.

Реализованные проекты

Впервые схема ГЧП в современной России была реализована при строительстве современной станции аэрации в московском Южном Бутове. Она была построена в 1998 г. немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Компания в течение 12,5 лет была собственницей станции и получала средства за ее эксплуатацию, а затем передала ее городу.

Среди наиболее известных проектов, реализованных или строящихся по схеме концессии или ГЧП в России: платные автомагистрали Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, трасса Москва — Санкт-Петербург, а также системы взимания платы с грузовых автомобилей «Платон».

Статистика

Всего, по данным Единой информационной системы ГЧП (www.pppi.ru), в России по состоянию на март 2017 г. зарегистрированы 1 тыс. 340 проектов государственно-частного партнерства, из них были успешно реализованы (выведены на этап эксплуатации) 426.

Основная часть текущих проектов ГЧП созданы в коммунальной сфере — 901. В сфере энергетики — 133, транспорта — 81, остальные проекты — в области социальной инфраструктуры.

Общий объем частных инвестиций в ГЧП — 700 млрд руб., из них 440 млрд направлены на проекты регионального уровня.

Критика

1 марта 2017 г. в интервью журналистам глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ряд ГЧП в России являются «имитацией концессии», поскольку все расходы концессионера компенсируются за счет бюджетов платой концедента, при этом частная компания не вкладывает своих средств.

Как пояснил ТАСС замглавы ФАС Рачик Петросян, ГЧП может использоваться как механизм для обхода госзакупок. Именно по этой причине ФАС в январе 2017 г.

аннулировал результаты конкурса на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск.

Отвечая на вопрос о том, подпадает ли под это определение концессия по системе «Платон» и будет ли она пересмотрена, глава ФАС сказал, что ведомство может «посмотреть и ее».

Критикуя слава Артемьева, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что подобные заявления ФАС представляют угрозу для всего механизма ГЧП. В «Роставтодоре» подчеркнули, что подход антимонопольной службы «блокирует запуск новых проектов в транспортной сфере».

Источник: https://tass.ru/info/4069221