О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

В статье рассмотрим особенности внутреннего контроля при проведении индексации зарплаты в 2019 году, понятие индексации зарплаты, виды и варианты ее проведения, а также ответим на вопрос, в каком порядке и кто обязан ее проводить и какая ответственность грозит за ее непроведение руководителю.

Понятие индексации как основной государственной гарантии

Понятие индексации

 
    Индексация в Энциклопедическом словаре – метод сохранения реальной величины денежных требований и различных доходов в условиях инфляции. При индексации сумма платежей пересчитывается пропорционально индексу за период от подписания до исполнения обязательств.

Используются индексы розничных цен (для гарантирования заработной платы, пенсий, пособий), реже – индексы цен экспортных товаров, изменения курса валюты, оптовых цен (при индексации ценных бумаг).

    Индексация по трудовому законодательству – это:

основная государственная гарантия по оплате труда всех работников, работающих по трудовым договорам (в соответствии со статьей 130 «Основные государственные гарантии по оплате труда работников» ТК РФ);
прямая обязанность работодателя, которая регулируется статьей 134 «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы» ТК РФ. Не является добровольной процедурой в отличие от повышения оплаты путем установления стимулирующих выплат премий и других доплат и бонусов работникам, которое регулируется условиями трудового договора, заключенного с сотрудником;
ежегодное (периодическое) увеличение уровня зарплаты.

    Суть индексации – компенсация роста потребительских цен на товары и услуги и последствий инфляции.
    Периодичность проведения индексации – не реже чем раз в год, иначе уровень зарплаты будет отставать от уровня инфляции.

    Повышение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен (ст. 134 ТК РФ).
    Реальные денежные доходы – доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (по данным Росстата).

    Следует учесть, что обязанность проведения индексации не распространяется на гражданско-правовые договоры, заключаемые в соответствии с гражданским законодательством.
    Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.

2015 № 2618-О подтвердил, что индексироваться должна заработная плата всех лиц, работающих по трудовому договору.
 

Виды индексаций

 
    Индексация (от лат. index – список, реестр, указатель) в экономике – это средство защиты от инфляции путем привязки суммы договора, зарплаты, пенсии, пособий, вкладов, и т.п. к индексу потребительских цен.
    Кроме обязательной индексации зарплаты к видам ежегодных/периодических индексаций на уровень инфляции относятся в том числе:

индексации пособий и компенсаций с 01 февраля;
индексации стипендиальных выплат с 01 сентября и денежных выплат публичных обязательств обучающимся сиротам (на основе индексации нормативов).

    Целесообразно включать в платные договоры пункт о проведении ежегодной индексации стоимости основных платных услуг в части среднесрочных (до трех лет) и долгосрочных договоров (пять и более лет) на основании дополнительных соглашений к ним в соответствии с регламентами (Положением о порядке оказания платных услуг). Это важно для обеспечения внебюджетного источника индексации зарплат работникам, оказывающим услуги и выполняющим работы за счет приносящей доход деятельности.
 

Понятие «гарантия» в основе обязанности индексации

 
    Индексация в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы отнесена к мерам, включенным в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников в России, наряду с осуществлением федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающих в себя проведение проверок (ст. 130 ТК РФ).
    Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (ст. 164 «Понятие гарантий и компенсаций» ТК РФ).
    Таким образом, обязанность проведения работодателем индексации зарплаты распространяется исключительно на трудовые договоры с работниками (сотрудниками), поскольку она устанавливается трудовым законодательством в соответствии с действующими системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
    Причем, поскольку системы оплаты труда включают не только окладную часть, но и различные доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера и премиальные выплаты, которые устанавливаются в процентах окладной части или в абсолютном выражении коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (например, Положением об оплате труда) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, возможны варианты полной или частичной индексации.

Источник: https://www.referent.ru/40/12568

Введенское сельское поселение | Об отдельных мерах по поэтапному повышению заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений Введенского сельского поселения

Закрыть

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений «бегущей строки» см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников бюджетной сферы — Управление культуры и архивного дела

В соответствии с частью шестой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены лишь для отдельных категорий работников и только федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

2.2 Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за задержу заработной платы?

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Обращение в суд в случае задержки заработной платы. Срок обращения в суд – в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в частности, о невыплате заработной платы), а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (статья 392 Кодекса).

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации заявление о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат; процентов за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, рассматривается в приказном судебном производстве мировым судьей.

Инициация работниками процедуры банкротства работодателя. Федеральным законом от 29.06.

2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) работники наделяются правом подать в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по оплате труда, а руководителю должника вменена обязанность подавать указанное заявление в случае непогашенной задолженности перед работниками свыше трех месяцев по причине недостаточности средств.

Административная ответственность. В соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства о труде и об охране труда, к которому относится также несвоевременная выплата заработной платы, влечет:

1.1 на должностных лиц организации:

наложение административного штрафа – в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. При повторном нарушении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

1.2 на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

штраф – от одной тысячи до пяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении штраф – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

1.3 на юридических лиц:

штраф – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении штраф — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

1.4 Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

На основании ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

— на граждан – в размере от 300 до 500 руб.;

— на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Уголовная ответственность. В случае, если в результате проведенных надзорных мероприятий были выявлены нарушения, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями, в частности 145.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны направить материалы проверки в следственные органы для рассмотрения в установленном законодательством порядке вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Также вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности может быть возбужден и по заявлению о преступлении работником организации, подаваемому в следственные органы в установленном порядке.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена, если заработная плата не выплачивалась из корыстной или личной заинтересованности руководителя организации, работодателя-физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» установлено:

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности

· наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года;

· либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;

· либо принудительными работами на срок до двух лет;

· либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности

· наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;

· либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

· либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Если невыплата заработной платы повлекла тяжкие последствия

· наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

· либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;

· или лишением свободы на срок от двух до пяти лет без лишения права заниматься определенной деятельностью.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

3. Индексация заработной платы

3.1 Какие нормы действующего законодательства устанавливают порядок индексации заработной платы?

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В настоящее время трудовое законодательство Российской Федерации не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию.

Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).

3.2 Зачем проводится индексация заработной платы?

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.06.2010 № 913-О-О отмечено, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового Кодекса Российской Федерации).

4. Минимальный размер оплаты труда

4.1 Кто устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?

Величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».  

4.2 Когда МРОТ будет доведен до прожиточного минимума?

Согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Однако введение данной нормы отложено статьей 421 Кодекса, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.

Основной проблемой реализации норм статей 133 и 421 Кодекса является то, что в случае доведения МРОТ до среднероссийского прожиточного минимума в ряде субъектов Российской Федерации минимальная заработная плата превысит региональные прожиточные минимумы на 29%-35%.

Это потребует значительного увеличения расходов организаций реального сектора экономики, а также бюджетов всех уровней. При этом в других регионах минимальная заработная плата составила бы чуть больше половины от региональных прожиточных минимумов.

Соответственно, МРОТ, установленный на уровне среднероссийского прожиточного минимума трудоспособного населения, не обеспечивает учет региональных различий.

Таким образом, целесообразно установить минимальный месячный уровень оплаты труда работников не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.

При этом уменьшится необходимость в мерах социальной поддержки, в частности оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам и выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Также следует отметить, что увеличение стоимости труда является стимулом для работодателей к повышению производительности труда своих организаций.

В связи с этим основным направлением станет «регионализация» МРОТ (установление одновременно на всей территории Российской Федерации единой величины МРОТ, выраженной в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения)

В целях реализации статей 133 и 421 Кодекса Минтрудом России был подготовлен проект федерального закона о поэтапном доведении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – законопроект).

Законопроект был рассмотрен в июне 2015 года на заседании рабочей группы Минтруда России, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на заседании рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения, а также на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

В процессе обсуждения сохраняются концептуальные расхождения позиций сторон социального партнерства, связанные с определением минимального размера оплаты труда.

Таким образом, для согласования позиций сторон социального партнерства необходимо проведение дальнейших консультаций. В связи с этим, законопроект не мог быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сроки, предусмотренные для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год.

Консультации сторон социального партнерства по механизму повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения будут продолжены в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

4.3 Планируется ли повышение минимального размера оплаты труда в 2016 году и насколько?

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2016 года МРОТ установлен в сумме 6204 рубля в месяц (увеличение на 4%).

Источник: http://cult.tmbreg.ru/20906/20914.html