В статье 52 Основ законодательства РФ о культуре означено, что учреждения культуры имеют право самостоятельного установления цен на предлагаемые ими платные услуги
Учреждения культуры имеют право самостоятельного установления цен на предлагаемые ими платные услуги и предоставления льгот на эти услуги определенным категориям посетителей.
Главной целью предоставления льгот является повышение качества обслуживания посетителей учреждения культуры.
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Положение об обработке персональных данных, Приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность, Приказ о назначении ответственных лиц по охране труда
Кто имеет право на льготы при посещении учреждения культуры.
Стоит заметить, что льготы или право на бесплатное посещение музеев не может предоставляться за счет средств учредителя или бюджетных средств.
При принятии решения относительно данного вопроса руководители учреждений руководствуются в первую очередь нормативно-правовыми документами о порядке посещения музеев и других учреждений культуры:
- федерального;
- регионального;
- местного уровня.
В соответствии со статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации определяется перечень лиц, которые вправе воспользоваться льготами во время посещения мероприятий, проводимых учреждением культуры на платной основе.
Категории граждан-льготников на посещение учреждений культуры |
|
Также Федеральное законодательство определяет категории посетителей, имеющие право на посещение музеев бесплатно. К примеру, один раз на месяц этим правом могут воспользоваться лица, не достигшие совершеннолетия, и лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.
Внеочередным бесплатным посещением государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров и размещенных в них экспозиций, выставок и ярмарок вправе воспользоваться Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации или полные кавалеры ордена Славы. Данное право означено в статье 7 Закона №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы».
Подобные основания для льгот определяются федеральным законодательством. В связи с этим создаются расходные обязательства для бюджетов всех уровней. Это означает, что все расходы учреждений культуры, связанные с обслуживанием льготных категорий граждан, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
Занимаясь проведением мероприятий за счет средств от платной или иной, приносящей доход деятельности, автономные и бюджетные учреждения культуры самостоятельно принимают решения о допуске на эти мероприятия различных категорий граждан на льготной или бесплатной основе.
Постоянное или разовое бесплатное и льготное посещение музеев может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации или постановлением мэра муниципального образования для категорий населения, к которым относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также многодетные семьи.
Содержание
О проблемах финансировании учреждений культуры
Поскольку государственные и муниципальные музеи являются учреждениями публично-правовых образований, их финансирование происходит за счет средств соответствующих бюджетов. В случае, если музей теряет право получать доход, то все его расходы должны быть покрыты соответствующим бюджетом.
Для того чтобы музей получал финансирование, его деятельность должна быть соотносимой с нормативно-правовыми документами, предусматривающими все виды деятельности данного учреждения и гарантирующими ее выполнение.
При планировании и исполнении расходной части бюджета, куда относится и плата за посещение музея, учреждения культуры обязаны учитывать установленные федеральным законодательством требования к организации деятельности для муниципальных и региональных музеев.
Однако стоит заметить, что Министерством культуры не были внесены изменения в Основы законодательства РФ о культуре относительно организации бесплатного посещения музеев.
Поэтому учредитель или сам музей не имеет права указать на установленное федеральным законом расходное обязательство и не может потребовать необходимого финансирования в случае, если финансовый орган потребует обоснования предоставления бесплатного посещения музея при определении субсидии на задания. Даная проблема относится ко всем видам учреждений культуры.
Одним из механизмов, который поможет компенсировать потерянные доходы, может стать, к примеру, взимание платы за экскурсионное обслуживание или за другие услуги. Однако полностью возместить затраты учреждения на обслуживание льготных и бесплатных категорий граждан подобные меры не смогут.
Деятельность, которой занимается учреждение культуры, может быть не только включенной в задание самого учреждения, но и осуществляться за его рамками. В этом случае лучше всего гарантировать бесплатное или льготное посещение мероприятий, финансируемых государством. А также сохранить за учреждением право самостоятельного зарабатывания финансовых средств на коммерческих проектах.
О способах решения проблемы финансирования
Для того чтобы решить проблему финансирования из бюджета учреждений культуры на обслуживание льготных категорий населения, стоит воспользоваться оптимальными способами.
- В первую очередь необходимо заключить государственный контракт с уполномоченным государственным органом на посещение гражданами учреждений культуры в порядке, установленном статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Данный документ предусматривает финансирование расходов учреждения культуры, которые не обеспечиваются бюджетным финансированием в общем порядке, относительно льготного и бесплатного обслуживания посетителей. В соответствии с контрактом, плата станет доходом учреждения, которым оно может самостоятельно распоряжаться.
- Также при расчете норматива затрат на оказание услуги необходимо учитывать расходы, связанные с обслуживанием «льготников» и «бесплатников».
В результате использования данного способа предполагается тесное взаимодействие учреждения с учредителем. Кроме того, происходит обоснование фактической суммы планируемых расходов, которые не учитываются бюджетом для не льготного обслуживания посетителей.
Если услуги учреждения культуры не пользуются высоким спросом то и обслуживание льготных категорий посетителей не создает никаких расходов, поскольку невостребованные посадочные места предоставляются посетителям на бесплатной основе (все записи об этом заносятся в журнал посещений музея). Однако в этом случае музей или другое учреждение не получает дополнительного дохода.
- В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Культура» их более 5000.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать
- Одним из способов решения проблемы финансирования из бюджета учреждений культуры на обслуживание льготных категорий населения является сотрудничество с органами социальной защиты населения. Однако, даже не смотря на то, что большинство граждан льготных категорий получают социальную поддержку, этот способ нельзя назвать универсальным.
Прежде всего это объясняется тем, что для «льготников» и «бесплатников» предусмотрены дополнительные социальные выплаты, благодаря которым, они могут приобретать детские и взрослые билеты на посещение музея и предоставлять отчет.
Однако стоит заметить, что приобретенные билеты не относятся к именным документам и это является одной из проблем, связанных с обеспечением адресности физического лица.
Материал проверен экспертами Актион Культура
Источник: https://www.cultmanager.ru/article/6809-qqq-16-m5-11-05-2016-lgotnoe-i-besplatnoe-poseshchenie-uchrejdeniy-kultury-pravila
Порядок установления льгот
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях создания максимальной доступности услуг в сфере культуры и досуга, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.10.
1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и устанавливает порядок установления льгот отдельным категориям граждан при посещении ими платных мероприятий и клубных формирований муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры им. Ю. Гагарина» Находкинского городского округа.
2. Целями настоящего Порядка являются:
— обеспечение установленного законодательством права отдельных категорий граждан на льготное посещение платных мероприятий и клубных формирований учреждения культуры;
— установление механизма учета категорий граждан, посещающих учреждение культуры на льготных основаниях;
— эффективное планирование расходов и доходов учреждения культуры;
— контроль за исполнением показателей качества муниципального задания.
2. Категории граждан, имеющих право на льготное посещение платных мероприятий
2.1. Льготное посещение платных мероприятий осуществляется в виде бесплатного и льготного (со скидкой) посещения. Право на бесплатное либо льготное посещение учреждения культуры предоставляется следующим категориям граждан:
№ п.п. |
Категории граждан, |
нормы | Документы, предъявляемые гражданином для получения льготы |
1. | Дети из многодетных семей, дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся на полном гос. обеспечении (детские дома, реабилитационные центры) | Бесплатное посещение детьми–сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, находящимся на полном гос. обеспечении (детские дома, реабилитационные центры) мероприятий, проводимых учреждением культуры один раз в месяц | Документ, подтверждающий статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, справка с учреждения, с подписью руководителя |
2.* | Дети до 5-ти лет, посещающие мероприятия со взрослыми | Бесплатный входной билет на посещение культурно- массовых мероприятий | Свидетельство о рождении ребенка |
3. | Пенсионеры | 50% от стоимости билета | Пенсионное удостоверение |
4. | Инвалиды 1 и 2 групп | Бесплатный входной билет на посещение культурно-массовых мероприятий | Пенсионное удостоверение, справка об инвалидности |
5. | Ветераны ВОв, дети войны | Бесплатный входной билет на посещение культурно-массовых мероприятий | Удостоверение участника ВОв |
6. | Работники учреждения | Бесплатное посещение культурно-массовых мероприятий | Предоставляется на срок действия трудового договора с работником учреждения |
2.2. Льготы не распространяются на проведение коммерческих мероприятий (гастролей коллективов), посещение коммерческих выставок и других коммерческих культурно-массовых мероприятий (мероприятия за сервированными столиками и др.).
2.3. Льготы, указанные в пункте 2*, не распространяются на детские мероприятия.
3. Категории граждан, имеющих право на льготное посещение платных клубных формирований
3.1. Льготное посещение клубных формирований осуществляется в виде бесплатного и льготного (со скидкой) посещения. Право на льготное посещение клубных формирований учреждения культуры предоставляются следующим категориям граждан:
№ п.п. | Категории граждан, имеющих право на льготы | Размер предоставляемых льгот, в % | Период предоставления льгот | Документы, предъявляемые гражданином для получения льготы |
1. | Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей | 100% | В течение года | Документ, подтверждающий статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей |
2. |
Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении (детский дом, реабилитационный центр) |
100% | В течение года |
Справка с учреждения |
3. | Дети-инвалиды 1 и 2 группы | 100% | В течение года | Справка об инвалидности |
4. | Дети из семей, имеющих в своем составе двух и более детей | 2 ребенок и последующие – 50% | В течение года | Удостоверение или справка единого образца |
5. | Дети, внук(-чка) работников учреждения | 50% | В течение года | Предоставляется на срок действия трудового договора с работником учреждения |
6. | Работники учреждения | 100 % | В течение года | Предоставляется на срок действия трудового договора с работником учреждения |
4. Организация учета предоставленных льгот и их отражение в отчетности учреждения культуры
4.1. В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности», при оказании услуг учреждением культуры используется форма бланка строгой отчетности — билет.
Применение бланков строгой отчетности ведется в соответствии с методическими указаниями о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями.
4.2. При посещении учреждения культуры лицами, имеющими право на бесплатное или льготное посещение, им выдается документ строгой отчетности с ценой «0 руб.» или с проставлением штампа с указанием процента льготы . Корешок бланка строгой отчетности остается в учреждении культуры и сохраняется в течение сроков, установленных для бланков строгой отчетности.
Детям дошкольного возраста (до 5-ти лет), посещающими учреждение культуры со взрослыми, билет выдается без предоставления места. Учет детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с порядком, установленным локальным нормативным актом учреждения культуры.
Учреждение культуры обеспечивает отдельный учет лиц, имеющих право на бесплатное или льготное посещение путем ведения журнала.
4.3. Учреждение культуры ежегодно до 01 февраля текущего года предоставляет в управление культуры администрации Находкинского городского округа сведения о количестве лиц, воспользовавшихся правом на бесплатное или льготное посещение в предыдущем году.
4.4. Сведения о количестве лиц, воспользовавшихся правом на бесплатное или льготное посещение учреждения культуры за отчетный период, учитываются при формировании муниципального задания на следующий год.
Источник: http://www.dkgagarina.ru/dokumenty/poryadok-ustanovleniya-lgot