О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИА


Методическая деятельность

          Деятельность отделения срочного социального обслуживания направлена на поддержание жизнедеятельности граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с малообеспеченностью, инвалидностью, тяжелым материальным положением, чрезвычайными обстоятельствами.

На сегодняшний день основными функциями отделения являются:

  • материальная помощь;
  • создание «приемных» семей для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • оформление граждан пожилого возраста в дома-интернаты;
  • мобильная социальная служба;
  • срочные социальные услуги;
  • работа с дезадаптированными лицами;
  • консультирование и оформление документов на оказание мер социальной поддержки;
  • платные услуги ( бытовые, парикмахерские и швейные услуги, ремонтные и сезонные работы, курсы компьютерной грамотности, услуги сиделки).

    При отделении работает парикмахерская для всех категорий граждан Шербакульского района по социально низким ценам.

Парикмахерские услуги предоставляются в учреждении, на дому и при выезде «Мобильной службы» в населенные пункты района.

Стоимость услуг парикмахера: в учреждении — 117 руб., на дому – 175,50.

    Здесь же Вы сможете воспользоваться и услугами профессиональной швеи. Для предоставления шве йных ус луг в мастерской имеется швейная машинка, оверлок, оборудованы места для раскроя и влажно-тепловой обработки изделия. В спектр услуг входит: раскрой и пошив изделий, пошив штор и приметывание петель в изделии, а также другие виды работ.

       Например, в спектр данных услуг входят:

  • колка дров, уборка снега, чистка водостоков от мусора и т.д.
  • услуги по стирке белья, чистке мягкой мебели, влажной уборки дома и т.д.
  • побелка, наклейка обоев, покраска и т.д.;
  • работа на приусадебных участках, прополка огорода, скашивание травы и т.д.;

  Большое внимание уделяется оказанию мер социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего семьям с детьми.

    Так за 2017 год 3 шербакульские семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, получили материальную помощь на общую сумму 60 тысяч рублей. Государственная социальная помощь оказана 245  малообеспеченным семьям. Данная социальная помощь, назначается по личному заявлению гражданина (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи.

      Государственная социальная помощь на основании социального  контракта оказывается малоимущим гражданам в соответствии с условиями социального контракта и программой социальной адаптации гражданина. В 2017 году 8 многодетных семей заключили социальный контракт на приобретение личного подсобного хозяйства.

     Успешно внедрена стационарозамещающая технология — приемная семья, как одна из форм социального обслуживания для граждан пожилого возраста, инвалидов I, II группы и совершеннолетних недееспособных граждан. Право на такую социальную поддержку имеют женщины от 55 лет и мужчины от 60.

     На сегодняшний день на территории Шербакульского района 3 человека преклонного возраста, в том числе и инвалиды, обрели не только дом в полном смысле этого слова, но и заботу, и поддержку ставших близкими людей.

     Одним из сложных направлений деятельности отделения является работа с дезадаптированными гражданами. Работа по этому направлению строится совместно с правоохранительными органами, паспортной визовой службой, главами городского и сельских поселений района.

      За прошлый год в рамках благотворительной акции «Милосердие»  5 человек без определенного места жительства отправлены на проживание в благотворительные общественные организации « Милосердие» и «Покров», один человек на временное проживание в Борисовский сестринский уход. Путевки в дома-интернаты на постоянное проживание получили 10 шербакульцев, из них 8 были отправлены.

      Одним из приоритетных направлений остается выезд мобильной социальной службы в отдаленные населенные пункты района для оказания социальных услуг.

Заведующая отделением срочного социального обслуживания и организационного обеспечения

ШНЕЙДМИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Контактный телефон: 8 (38177) 2-32-48

  Специалисты отделения срочного социального обслуживания и организационного обеспечения БУ «КЦСОН Шербакульского района» проконсультируют по следующим вопросам:

  —   оформление государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

  —   предоставления платных услуг;

  —   оформление в дом-интернат;

  —   оформление меры социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  —   и др.

Источник: https://www.kcson.info/otdelenie-srochnogo-soc-obsluzhivan

Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной защиты населения

Е.М. Кузнецова, В. А. Филатов
Особенности социальной защиты населения в Омском регионе
Конспект лекций. Омск. 2010.

2.3. Становление современной системы социальной защиты населения в Омском регионе

Преобразование политической системы и образование нового государства, неудачные экономические реформы, изменение социально-демографической структуры российского общества – в таких условиях формировалась новая система социальной защиты населения.

Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, приняла на себя все обязательства по его долгам и обязательствам, в том числе и обязательства по социальной защите различные группы населения, имевших социальные льготы и привилегии.

Эти льготы и привилегии устанавливались по результатам высоких показателей и достижений в трудовой деятельности, в связи с особыми условиями труда, наличием особого социального статуса и должности.

Последнее десятилетие ХХ века было, по сути, переходным этапом от советской системы социальной защиты населения к современной. ХХI век принес с собой принципиально новые подходы к организации социальной защиты населения.

В становлении системы социальной защиты населения в Омском регионе можно выделить два основных этапа: 1992-2003 гг.; с 2004 г. по настоящее время. Они напрямую связаны с особенностями социально-экономического положения как страны в целом, так и региона, в частности.

В целом, в период с 1992 года деятельность по социальной защите населения велась по следующим основным направлениям: социальное обеспечение, социальное обслуживание (стационарное и нестационарное), поддержка семьи и детей, дезадаптированных граждан, реабилитация инвалидов.

Причем, до 1992 года ключевым направлением являлось социальное обеспечение; 1992-2003 гг.

– становление сети нестационарных учреждений социального обслуживания (центры и комплексные центры социального обслуживания, специализированные учреждения помощи отдельным категориям граждан); с 2004 года формирование региональной нормативно-правовой базы по организации социальной поддержки граждан РФ, проживающих на территории Омской области.

Период с 1992 г. по 2003 г. связан с формированием и развитием системы учреждений социального обслуживания. В советское время социальное обслуживание осуществлялось в отношении граждан, проживавших в домах-интернатах (для престарелых и инвалидов, психоневрологических, для умственно отсталых детей) – стационарное.

В рассматриваемый период зарождается сеть нестационарных учреждений социального обслуживания.

Стоит заметить, история становления социальных служб, предоставляющих населению услуги по социальному обслуживанию, восходит еще к 1987 году, когда при Нежинском доме-интернате была организована служба социальной помощи престарелым людям, утратившим способность передвигаться.

Первые учреждения социального обслуживания открылись на территории города Омска в 1994 г. – центры социального обслуживания населения «Рябинушка» и «Пенаты». Указанное событие послужило отправной точкой формирования сети нестационарных учреждений социального обслуживания населения Омской области. К концу 1997 число нестационарных учреждений социального обслуживания выросло до одиннадцати.

Динамика развития центров социального обслуживания в последние годы свидетельствует о растущей роли этих учреждений в Омской области, их значимости в решении проблем пожилых людей и инвалидов, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Именно учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь пожилым людям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные явления.

Другим важнейшим направлением, начало которому было положено на первом этапе, являлось создание специализированных учреждений помощи отдельным категориям граждан. В 1993 г. в двух районах области были открыты Центры социально-психологической помощи семье и детям.

1994 год был провозглашен Международным годом семьи, что в определенной степени обусловило развитие сети учреждений помощи семье и детям, стали открываться центры социальной реабилитации несовершеннолетних, в т.ч. с приютом, центры социальной помощи семье и детям (в т.ч.

с социальной гостиницей). С целью оказания социальной поддержки семьям с детьми с 1995 года в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г.

№ 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в регионе началась работа по назначению и выплате детских пособий.

Со второй половины 90-х гг. в работе системы социальной защиты стал применяться программно-целевой подход с целью решения остро стоящих социальных проблем. Так, в 1998 г.

разработана и утверждена областная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1998-2000 гг.».

В рамках программы создан областной Центр реабилитации, оздоровления и отдыха детей с ограниченными возможностями.

В 2004 году в Центре социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей) было открыто отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Начал формироваться банк данных о женщинах, подвергшихся сексуальному и психофизическому насилию, организована деятельность службы экстренной психологической помощи «Телефон доверия».

Важным направлением работы Центра стала профилактика правонарушений и вредных привычек у подростков.

На первом этапе создавались и специализированные учреждения социальной помощи для дезадаптированных граждан (лиц без определенного места жительства и занятий, попавших в экстремальные ситуации, освободившихся из мест лишения свободы и др.).

В 1993 году был организован Центр социальной адаптации для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы (на 60 мест) с отделением срочной социальной помощи.

Таким образом, функционирование этого центра является неотъемлемой составляющей системы социальной защиты населения Омской области.

С 2001 г. из направлений деятельности региональных органов социальной защиты населения были исключены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий. Они были переданы Отделению Пенсионного фонда РФ по Омской области.

С 2004 года начинается второй этап в становлении системы социальной защиты населения Омской области.

Он связан с рядом факторов: с реорганизацией региональных органов исполнительной власти; с проведением федеральной реформы в сфере социальной защиты населения – принятием и вступлением в силу так называемого закона «о монетизации льгот», что стимулировало формирование региональной нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты населения, в частности социальной поддержки граждан РФ, проживающих на территории Омской области.

Предпосылки изменений были заложены еще в 2003 году с началом реформирования органов исполнительной власти Омской области.

Было создано Правительство Омской области, в структуре которого образованы министерства, в том числе и социальное – Министерство труда и социального развития Омской области (далее – Министерство).

2004 год стал стартовым в реализации масштабной реформы предоставляемых населению мер социальной поддержки.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, заложившего нормативную основу проводимой реформы, коренным образом изменились устоявшиеся подходы к оказанию социальной помощи населению.

Произошла переориентация с предоставления всем гражданам какой-либо категории одинаковых льгот в натуральной форме на учет индивидуальных потребностей каждого путем ежемесячной выплаты ему денежного эквивалента тех мер социальной поддержки, которыми он пользовался ранее.

Кроме того, вступление в силу 122-ФЗ, наряду с другими изменениями, условно говоря, разделило всех льготников на две категории «федеральные» и «региональные». К первой группе были отнесены, например, инвалиды и участники ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды, в т.ч.

дети-инвалиды, лица, пострадавшие в результате техногенных катастроф (ЧАЭС, ПО «Маяк») и др. В отношении этих категорий граждан меры социальной защиты были установлены федеральным законодательством с финансированием из федерального бюджета.

К числу региональных льготников были отнесены ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные, граждане, пострадавшие от политических репрессий. Каждый субъект РФ, исходя из особенностей своего региона и имеющихся полномочий, включать дополнительные категории граждан и устанавливать региональным законодательством в отношении них меры социальной поддержки с финансированием из регионального бюджета.

Реализация Федерального закона № 122-ФЗ на территории Омской области затрагивала интересы более 47% населения, в первую очередь ветеранов, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и др.

В Омской области часть натуральных льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой, при этом сохранена наиболее значимая часть натуральных льгот. В 2004 г.

одним из первых был принят Закон Омской области № 585-ОЗ «О социальной поддержке в Омской области отдельных категорий граждан», установивший меры социальной поддержки региональным льготникам и отдельным категориям граждан.

Федеральным законом № 122-ФЗ существенно изменена государственная система социальных служб РФ, определяемая Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Государственные предприятия и учреждения социального обслуживания из ведения и собственности федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления были полностью переданы в ведение и собственность органов государственной власти субъектов РФ.

В регионе принят Закон Омской области № 583-ОЗ «О социальном обслуживании населения на территории Омской области», который устанавливал правовые, экономические и организационные основы деятельности социальных служб на территории Омской области.

Работа по передаче в ведение Министерства учреждений социального обслуживания была закончена в 2007 г.

В целях улучшения демографической ситуации в регионе в 2005-2006 гг. был принят ряд законов. С 1 января 2005 года вступил в силу Закон Омской области «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, на территории Омской области», предусматривающий условия, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

В 2005 году была принята Областная целевая программа «Социальная поддержка неполных семей» на 2005-2007 годы». В 2005 году был принят Закон Омской области «Об областной целевой программе «Старшее поколение» на 2005-2007 годы». Продолжалась реализация областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов» на 2004-2008 годы.

В 2005 г. на территории Омской области была сформирована единая централизованная система управления сферой труда и социальной защиты населения за счет создания 33 территориальных Управлений   Министерства, созданных в муниципальных районах Омской области и в городе.

В 2008 году принят Закон Омской области «Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан Омской области», ставший основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы социальной защиты населения Омской области.

На сегодняшний день система социальной защиты населения Омского региона продолжает формироваться, создаются необходимые условия для ее эффективного функционирования, удовлетворения потребностей жителей региона в социальных услугах.

Источник: http://www.aup.ru/books/m268/2_2_3.htm