Обязательность проведения землеустройства


Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Землеустройство

Землеустройство – это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий.

Землеустройство – это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий.

Так как почти все граждане сталкиваются с проблемами владения, собственности или использования земельных участков, каждый гражданин должен знать, какими являются основные виды землеустройства и задачи землеустройства, в чем заключается содержание землеустройства, а также какие существуют виды землеустроительной документации.

Понятие землеустройства. Нормативно-правовое регулирование землеустройства

Под понятием «землеустройство» понимаются мероприятия по всяческому улучшению фактического состояния территорий, детальному описанию расположения и границ конкретных местностей, обеспечения рациональной эксплуатации сельскохозяйственных и прочих земель физическими и юридическими лицами.

Значение землеустройства для организации деятельности, связанной с землей, очень велико. Оно включает в себя выполнение работ по организации всех территорий, которые используются общинами, а также лицами малочисленных народов северных районов государства (Север, Сибирь, Дальний Восток и др.).

Такие мероприятия осуществляются для обеспечения традиционного образа жизни коренных народов.

Структура землеустроительных работ имеет два ключевых направления, которые отличаются между собой целями и задачами: внутрихозяйственное и территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство).

Система землеустройства регулируется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, законов сферы земельного законодательства, а также других нормативных актов, которые составляются и издаются органами местного самоуправления муниципальных субъектов.

Все правовые акты, которые регулируют внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство подразделяются на полноценные законы и подзаконные акты. Детальнее особенности, цели и процедуры проведения мероприятий землеустройства указываются в землеустроительной документации.

Функции и задачи землеустройства

Система землеустройства предусматривает обязательное выполнение предусмотренных законодательством мероприятий, которые выступают задачами землеустройства. Меры по землеустройству предпринимаются в случаях:

  • внесения изменений в границы и пределы земельных объектов;
  • проведения мероприятий по улучшению состояния, использованию непригодных территорий и защите участков от влияния стихийных происшествий;
  • выявления земель, которые стали объектами нарушений и пагубного влияния стихийных бед.

Основные задачи землеустройства следующие:

  • изучение качества территорий;
  • планировка и контроль использования земель;
  • составление описаний расположения территорий;
  • установка границ землеустроительных объектов;
  • организация и контроль территорий, принадлежащих коренным народам РФ.

Цели проведения землеустройства

Основная цель землеустройства – обеспечение максимально рационального и оптимального эксплуатирования земель, а также комплексная охрана земель. Помимо этого, землеустройство выполняется для создания благоприятной окружающей природной среды и всяческого улучшения состояния ландшафтов.

Особой формой землеустройства является выполнение внутрихозяйственных работ, основными целями которых являются:

  • обеспечение максимально грамотного и оптимизированного использования земель всеми физическими и юридическими лицами для осуществления любых видов работ;
  • разработка мероприятий, которые позволяют улучшить состояние угодий, восстановить нарушенные территории и освоить земли, не введенные в эксплуатацию.

Объекты и субъекты землеустройства

землеустройства предусматривает наличие определенной структуры объектов и субъектов, которые вступают в правовые отношения. В соответствии с законодательной базой объекты землеустройства включают в себя следующие виды территорий:

  • земли всей территории Российской Федерации;
  • земельные территории всех муниципальных областей, которые подлежат органам местного самоуправления;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • территориальные зоны;
  • земельные участки;
  • части указанных территорий, зон и участков.

Процессы земельного устройства осуществляются широким кругом лиц, соответственно, субъекты землеустройства следующие:

  • Российская Федерация и ее субъекты, представленные федеральными органами государственной власти;
  • муниципальные образования, в роли которых выступают органы местного самоуправления;
  • юридические лица – предприятия, организации, учреждения;
  • физические лица – граждане.

Специальными субъектами землеустроительных процессов являются общины коренных народов дальних регионов, а также все лица, которые относятся к данным общинам.

Виды и формы землеустройства. Основные виды работ, выполняемые при проведении землеустройства

Основные виды землеустройства включают в себя следующие разновидности: территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) и внутрихозяйственное землеустройство. Основные отличия заключаются в целевой специфике каждого вида:

  • территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) осуществляется для изучения качества почвы, а также организации оптимальной эксплуатации. Территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) позволяет определить административно-территориальные границы, а также провести межевание территорий;
  • внутрихозяйственное землеустройство проводится для организации рациональной эксплуатации в пределах уже образованных и перераспределенных территорий для осуществления сельскохозяйственных работ.

Система землеустройства включает в себя выполнение конкретных манипуляций для улучшения состояния территорий и всяческой оптимизации процесса использования почвы. Основные работы по землеустройству следующие:

  • изучение фактического состояния земель осуществляется для получения данных о качественном и количественном состоянии почвы;
  • почвенные, геологические, ботанические изыскания и исследования нужны для оценки состояния земель, а также выявления почвы, подверженной влиянию пагубных факторов;
  • инвентаризация земель организуется для выявления земель, которые не введены в эксплуатацию или используются не в соответствии с целевым предназначением;
  • описание местоположения границ землеустроительных объектов, что включает установление на местности границ всех объектов землеустройства;
  • картографические и геодезические работы выступают основным видом деятельности для осуществления инвентаризации, обследования и изыскания;
  • оценка качества и фактического состояния земель нужна для получения данных о почве, которая предназначена для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • организация и планирование рационального использования территорий, их охраны проводится для уточнения распределительных процессов;
  • внутрихозяйственное землеустройство необходимо для контроля рациональности эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения.

Виды землеустроительной документации

Сфера землеустройства, которая включает в себя мероприятия по исследованию фактического состояния территорий, совершению планировки, охране и организации грамотного использования земельных ресурсов, предусматривает наличие собственной документальной базы. Перечень основных разновидностей документов по землеустройству включает в себя следующие бумаги:

1. Землеустроительные схемы и схематические планы: генеральные схемы по землеустройству, которые охватывают всю территорию Российской Федерации, землеустроительные схемы различных субъектов государства, схемы землеустройства любых образований муниципального характера, схемы по специфике использования и обеспечения охраны территорий;

2. Проекты, которые включают внутрихозяйственное землеустройство;

3. Материалы, полученные после проведения почвенных, геологических, ботанических изысканий и исследований.

4. Тематические атласы и карты, которые свидетельствуют о состоянии и использовании земель.

5. Результаты осуществления оценочных работ по рассмотрению качества земель.

6. Заключения о проведении земельной инвентаризации.

7. Детальные карты и планы землеустроительных объектов.

8. Проекты, которые предусматривают детализацию следующих процессов, действий и явлений:

  • улучшение сельскохозяйственных угодий;
  • защита земель от всевозможных природных и стихийных явлений (селей, эрозии, заболачивания, подтопления, уплотнения, заражения, иссушения, вторичного засоления, загрязнения промышленными и бытовыми отходами, химическими и радиоактивными веществами и др.);
  • рекультивация и восстановление нарушенных и испорченных территорий;
  • освоение новых земель.

Все виды землеустроительной документации устанавливаются согласно государственным законам и нормативным актам, а также законодательной базе муниципальных субъектов местного самоуправления.

Вся документация по землеустройству регламентируется в соответствии с требованиями и техническими условиями по проведению землеустроительных работ.

Соответствующим образом контролируется содержание, состав и правила по оформлению всех бумаг.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/zemleustrojstvo1.html

Порядок проведения землеустройства в 2019 году: основания, организация и порядок проведения | Земельный эксперт

Землеустройство – система мероприятий, направленная на изучение состояния земель, планирование и организацию их рационального использования и охрану

Правовое регулирование отношений в этой области регламентировано:

Согласно соответствующим нормативным актам в понятие землеустройство включено:

  • Исследование состава почвы, географического положения, отдаленности от объектов инфраструктуры.
  • Прогнозирование возможности дальнейшей эксплуатации рассматриваемого участка.
  • Оформление права собственности на землю и организация ее надлежащего использования.
  • Геодезические и картографические работы по схематическому определению надела.
  • Рассмотрение вопроса передачи участка компании или физическому лицу для развития сельского хозяйства и животноводства.
  • Выделение определенных территорий и отчуждение иных для нужд малочисленных этносов России.

Регулирование данной сферы находится в ведении федеральных органов, которые определяют порядок проведения такой процедуры, а также координируют эти действия с региональными властями и устанавливают нормативные акты, регулирующие данную отрасль.

Согласно ФЗ № 184 от 06.10.99, надзорные действия в области землеустройства могут быть переданы соответствующим органам субъектов Федерации.

Согласно проведению исследования земель составляется и утверждается определенная документация.

Эти бумаги используются для мониторинговых целей – каталогизации и хранения сведений об определенных территориях, в отношении которых проводились процедуры по землеустройству.

Для этого один экземпляр документа передается в государственное учреждение, которое утверждает бумаги. Этот образец будет приобщен к остальной информации в фонд государственных данных.

Основные виды документации:

  • Землеустроительные схемы федерального и регионального значения.
  • Планы участков и территорий.
  • Внутрихозяйственные сметы.
  • Карты и атласы тематического содержания.
  • Методические пособия и проекты по улучшению и восстановлению характеристик почв и земель, подвергшихся радиоактивному, химическому и иным разрушительным воздействиям.
  • Иные документы, рекомендации и материалы, составленные согласно проведенным исследованиям и экспертизам.

Организация проведения землеустройства

Порядок организации такого делопроизводства регламентирован третьей главой ФЗ № 78 от 18.06.01. Согласно нормативу, с инициативой проведения землеустройства могут выступить:

  • Государственные учреждения.
  • Муниципалитет.
  • Владельцы участков.
  • Заинтересованные лица.
  • Судебные органы.

Землеустройство может проводиться в добровольном и принудительном порядке в зависимости от состава правомочий на землю, истинности разграничений согласно градостроительному кодексу и желания заинтересованной стороны. При наличии следующих положений такая процедура исполняется в обязательном порядке:

  • Уточнение схематического расположения рассматриваемого объекта и установление новых границ территории.
  • Анализ состава почв и иные исследовательские действия для обнаружения следов различных загрязнений и других патогенных факторов, нарушающих полезное использование участка. Например, выявление территории с нарушенным плодородным слоем в результате водной эрозии или иссушения.
  • Профилактические процедуры для восстановления свойств земли, подвергшихся загрязнениям техногенного или естественного характера.

По общему правилу делопроизводство и полученные сведения носят открытый характер. В отдельных случаях данные подлежат засекречиванию. Это необходимо для организации контроля над территориями, находящимися в ведении военной и передовых технических инфраструктур, которые составляют государственную тайну.

Основаниями для проведения землеустройства могут выступить:

  • Соответствующие указания органов власти государственного или регионального значения.
  • Двусторонние соглашения о проведении такой процедуры (одна сторона – заказчик, другая – профессиональная контора или кадастровый инженер).
  • Судебный акт.

Разрешение на проведение землеустройства

В некоторых случаях необходимо согласование действий по оценке и определению использования территорий с компетентными органами. Например, с кадастровой и санитарно-эпидемиологической службой.

Согласование осуществляется заинтересованной стороной путем предоставления необходимых данных в уполномоченный орган.

Если проситель выступает в качестве заказчика делопроизводства, при получении разрешения должен присутствовать исполнитель – кадастровый инженер или представитель специализированной конторы.

При условии пользования землей специального назначения может потребоваться согласование с органами местного самоуправления или со службой охраны исторических памятников.

Порядок проведения землеустройства

Организация и порядок проведения землеустройства устанавливаются законодательными актами государственного и регионального значения. Процедура исполнения и оформления необходимой документации утверждается соответствующими постановлениями и рекомендациями.

Основные этапы проведения процедуры:

  1. Решение об организации землеустройства.
  2. При необходимости согласование с уполномоченным госучреждением.
  3. Заключение соответствующего договора на проведение таких работ со специальной службой или кадастровым инженером.
  4. Организация и исполнение необходимых мероприятий по землеустройству.
  5. Составление необходимой документации.
  6. Согласование бумаг с уполномоченным госучреждением. Например, в службе земельного кадастра или региональном муниципалитете (генеральная схема закрепляется Правительством РФ). Документация, утвержденная самим землепользователем, согласованию не подлежит, однако, ее необходимо передать в государственный банк данных в течение одного месяца после закрепления.
  7. Ожидание в течение одного месяца для получения ответа. В случае отказа заявитель получит соответствующее уведомление с указанием причин. Если ответа нет – документация была утверждена.
  8. В течение 30 дней копия документа передается в государственный банк данных. Эта процедура может быть выполнена автоматически, если согласование проводится в службе кадастра.

Пример по порядку проведения землеустройства

Гражданин Степанов В.А – директор лесозаготовительного комбината решил провести процедуру землеустройства нового участка леса, предназначенного под вырубку. Эта территория была ему предоставлена на основании договора аренды. Для исполнения мероприятий гражданин заключил соглашение о проведении кадастровых работ с компетентной организацией.

При проведении землеустройства понадобилось получение разрешения из местного муниципалитета и региональной экологической службы. На согласовании присутствовал сам Степанов, представитель организации-исполнителя заказа и госслужащий, уполномоченный на выдачу разрешительной документации. На основании заявки запрос был удовлетворен.

Заключение

Землеустройство – мероприятия по анализу состава почв, разграничению рассматриваемой территории и иным целям. Процедура может быть организована заинтересованной стороной или судебными органами. Основания для проведения:

  1. Официальный запрос органов исполнительной власти федерального или регионального значения.
  2. Договор между заказчиком и исполнителем.
  3. Судебное решение.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по порядку проведения землеустройства

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Александр. Где я могу получить разрешение на землеустроительные работы по организации мероприятий для создания защитного барьера, направленного на минимизацию последствий воздушной эрозии.

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно п. 8 ПП № 514 от 11.07.02 такие работы не нужно согласовывать. Единственное условие: утвержденную вами документацию необходимо в месячный срок предоставить в федеральную службу земельного кадастра.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/dejstviya-gosudarstva-po-zemelnomu-kontrolyu/poryadok-provedeniya-zemleustrojstva/