Автор статьи — Алексей Молвинский
Содержание
- 1 Cоциально-экономическое развитие Санкт-Петербурга
- 1.1 Система государственного планирования Санкт-Петербурга
- 1.2 Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 №90)
- 1.3 Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
1. Трансформация мировой финансовой системы
- В настоящее время происходят процессы трансформации роли доллара США как единой меры стоимости (ЕМС) и валюты международных расчетов. Варианты на ближайшие 3-5 лет:
- США проводят политику сохранения доллара в качестве ЕМС, в том числе за счет концепции разогрева горячих точек по всему миру и ослабления валют-конкурентов
- США убедят весь мир перейти на СДР (SDR) или аналогичную валюту, эмиссия и обращение которой будет через МВФ или аналогичную организацию контролироваться США,
- США введут новую североамериканскую валюту типа «амеро», в которую конвертируют находящиеся в обращении в Северной Америке доллары по одному курсу, а все остальные доллары по другому, договорному, курсу,
- В разных регионах мира будут активно создаваться и расширять свою роль региональные валюты (доллар, евро, юань, золотой динар рубль и др.), страны постепенно переходят в международных расчетах из доллара в региональные валюты.
- Ведущим на период 2011-2014 гг. представляется вариант №1. Он состоит в разгоне долларовой инфляции и будет проявляться в росте долларовых цен на дефицитные ресурсы, продукты питания, дефицитные производственные активы и акции таких компаний, бегстве в единственно возможную неофициальную мировую валюту – золото.
- Параллельно «созревает» вариант №4. Он окончательно сформируется к 2015 году и будет сопровождаться замедлением процессов финансово-экономической глобализации американского формата и активизацией протекционизма в странах — региональных лидерах.
- Страны – региональные лидеры в 2011-2015 гг. будут находиться в поиске наиболее эффективной модели государственного регулирования. Сравнение 2 наиболее развитых альтернативных моделей:
Отличительные особенности | Западная | Китайская |
Характеристика и динамика совокупного спроса | Кризис перепроизводства, кризис инноваций, кризис общества, потребительский тупик – падение спроса | Фундаментальное недопотребление основных благ, громадный потенциал роста спроса – рост спроса |
Акценты в макроэкономической политике | Рост долгов на уровне государств, компаний и домохозяйств, стимулирование отдельных системообразующих отраслей, санация финансового сектора | Управляемый разворот от ведущей роли экспорта на стимулирование внутреннего спроса, масштабные государственные программы по модернизации инфраструктуры |
Инструменты | Вынужденная национализация, эмиссия, бюджетный дефицит, снижение процента, налоговое стимулирование | Долгосрочная промышленная политика в рамках плановой экономики, межотраслевой баланс, стимулирование развития важнейших отраслей |
Прогнозируемые результаты | Падение ВВП и уровня жизни в до 20% | Рост ВВП на 5-8%, дальнейший рост благосостояния населения |
- Отсутствие стратегии развития страны (стратегию не путать с лозунгами) и системы стратегического планирования народного хозяйства, в первую очередь, по отраслям народного хозяйства. Инфраструктура государственного и отраслевого планирования разрушена, отчасти формально передана западным консультантам.
- Отсутствие независимой и эффективной финансовой системы, рассчитанной на финансирование реального сектора экономики. Как следствие, искусственно созданная ключевая проблема развития реального сектора — проблема 3Д – Длинных Дешевых Денег. Необходимые для её запуска ресурсы выведены и выводятся «лучшими финансистами мира» на запад.
- Использование государственной власти для приоритетного развития управляемой извне колониальной сырьевой экономики. Основной акцент государственной политики – вывод ресурсов за рубеж, в том числе за счет коррупционной ренты. Полная потеря страной конкурентных преимуществ в большинстве несырьевых отраслей.
- Колониальная коррупционная вертикаль власти. Управляемое отсутствие компетентных фигур в правительстве, способных объяснить происходящие в мировой и российской экономике процессы и разработать четкую программу действий.
В настоящее время в стране активно созревают предпосылки для кардинального изменения модели государственного управления и социально-экономического развития. Они связаны как с мировыми процессами, так и с инвентаризацией опыта последних десятилетий. Изменения прогнозируются в районе 2014-2015 гг. не по арабскому сценарию, а изнутри, и будут поддержаны всеми основными слоями населения, в первую очередь, наиболее сильными и активными – предпринимателями.
Главной задачей настоящей работы – тезисно изложить основные направления социально-экономического развития страны для возрождения её в статусе ведущей мировой державы.
- Возрождение института государственного стратегического планирования народного хозяйства – Госплана. Замещение им функций МЭРТ, Минфина и других министерств. Возрождение на новой технологической платформе системы планирования отраслей народного хозяйства, основной инструмент – межотраслевой баланс (МОБ). Возрождение системы 5-летнего планирования народного хозяйства.
- Национализация сырьевых отраслей, связанных с добычей и экспортом природных ресурсов без добавленной стоимости – добыча и экспорт нефти, газа, пресной воды, леса, металлов и пр.
- Национализация некоторых отраслей для формирования доходной части государственного бюджета – алкоголь, табак, бензин, земли и недвижимость промышленного назначения и пр.
- Национализация 3-4 ведущих банков для проведения государственной политики по стимулированию приоритетных отраслей на основе разработанного Госпланом пятилетней программы развития.
- Формирование доходной части государственного бюджета за счет национализированных отраслей и банков, а также экспортно-импортных операций.
- Отмена большинства налогов для крупного бизнеса, полная отмена налогов для среднего и малого бизнеса приоритетных отраслей. В первую очередь – полная отмена НДС. Должны быть сохранены не более 2-3 наиболее простых налога, в сумме дающих эффект десятины – исторически справедливой доли налогов и пошлин в доходах человека или бизнеса.
- Временное закрытие импорта за счет тарифных или нетарифных инструментов для стимулирования развития приоритетных отраслей народного хозяйства,
- Кардинальное (до 80%) сокращение чиновников, не приносящих никакой пользы и добавленной стоимости (налоговые и иные органы, министерства и ведомства и пр.). Формирование за счет чиновников трудового резерва для развития реального сектора экономики.
- Сельское хозяйство – наличие естественных страновых преимуществ, эффект импортозамещения и экспортный потенциал, огромный гарантированный внутренний спрос, продовольственная безопасность, огромный мультипликатор для развития смежных отраслей. Инструменты развития: закрытие импорта, развитие продовольственных розничных сетей с национальным, в том числе государственным капиталом, активное стимулирование существующих инноваций (бесплуговое земледелие, капельное орошение, искусственное рыбоводство и пр.), госзаказ.
- Транспорт и транспортная инфраструктура – наличие естественных страновых преимуществ, огромный мультипликатор для развития смежных отраслей, экспортный потенциал, потенциал развития новых технологий (струнный транспорт, высокоскоростные жд, дирижабли и пр.). Инструменты развития: государственные программы финансирования, закрытие импорта.
- Машиностроение (особенно энергетическое, сх-машиностроение, транспортное машиностроение, станкостроение) – эффект импортозамещения, огромный мультипликатор для развития смежных отраслей. Инструменты развития: закрытие импорта, госзаказ, государственные программы финансирования, стимулирование инноваций.
- Альтернативная энергетика – критическая ситуация с традиционными технологиями, наличие искусственных страновых преимуществ (в т.ч. существующие революционные разработаки российских ученых), огромный экспортный потенциал, огромный мультипликатор для развития смежных отраслей. Инструменты развития: государственные программы финансирования научных центров и технопарков.
- Альтернативная медицина и фармацевтика – критическая ситуация со здоровьем большинства населения, инновационный тупик зарубежной фармацевтики, наличие искусственных страновых преимуществ (в т.ч. существующие революционные разработки и технологии российских ученых), огромный экспортный потенциал. Инструменты развития: закрытие импорта, государственные программы финансирования научных центров и альтернативных медицинских учреждений.
Тренер: Молвинский Алексей
Источник: https://bt-seminar.ru/osnovnye-napravleniya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-na-period-2014-2019/
Cоциально-экономическое развитие Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург является одним из крупнейших в России промышленных, транспортных, научно-образовательных, культурных, туристских и управленческих центров.
Санкт-Петербург входит в число ведущих субъектов Российской Федерации и располагает мощной экономикой и богатым человеческим капиталом.
За последнее десятилетие Санкт-Петербург сумел добиться впечатляющих результатов развития экономики, увеличения финансовой базы, улучшения состояния городской среды и роста уровня жизни населения.
Для определения приоритетов и целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года была разработана Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (сайт Стратегии: http://spbstrategy2030.ru).
В Стратегии представлены основные выводы анализа экономического и социального развития Санкт-Петербурга, подробно охарактеризованы приоритетные направления развития Санкт-Петербурга, миссия и стратегические функции Санкт-Петербурга, рассмотрены источники экономического роста и ресурсное обеспечение инновационного сценария развития, сформулированы система целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга и механизм реализации Стратегии.
Стратегия является базовым документом системы государственного планирования Санкт-Петербурга.
Система государственного планирования Санкт-Петербурга
Главный принцип формирования системы государственного планирования – направленность на достижение стратегических целей, систематизированных по приоритетности и очередности выполнения задач, и взаимоувязка документов через совокупность целевых показателей и индикаторов достижения задач.
Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием также предполагает:
— переход к планированию бюджетных расходов через государственные программы;
— совершенствование системы нормирования;
— обеспечение комплексного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга.
Система документов стратегического планирования Санкт-Петербурга включает в себя: Стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, План по реализации Стратегии-2030, 17 государственных программ (в соответствии с 17 целями Стратегии) и бюджет Санкт-Петербурга.
Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 №90)
Настоящий прогноз разработан в трех вариантах: базовый, базовый плюс и целевой.
Базовый вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года предполагает инерционное развитие Санкт-Петербурга в условиях сохранения негативного тренда развития макроэкономических показателей.
Прогнозируется умеренное восстановление роста экономики Санкт-Петербурга (около 3% в год) на фоне роста производительности труда в среднем на 2,3% ежегодно.
Предполагается, что по данному варианту существенный вклад в ВРП будет продолжать вносить промышленность, преимущественно за счет традиционных для Санкт-Петербурга видов обрабатывающих производств.
Вариант базовый плюс социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года рассматривается в качестве наиболее вероятного и предполагает инерционное развитие в условиях существенного улучшения макроэкономической ситуации, укрепления курса национальной валюты, ускоренного роста экспортной деятельности и увеличения производительности труда за счет трансфера технологий и реализации политики импортозамещения. Адаптация продовольственного рынка к ограничениям импортных поставок позволит замедлиться инфляционным процессам в экономике Санкт-Петербурга до уровня не более 4% в год, что в свою очередь будет способствовать росту инвестиционных вложений (с выходом на уровень около 6% в год) и потребительского спроса. Среднегодовые темпы роста ВРП Санкт-Петербурга в прогнозном периоде по данному варианту оцениваются в среднем на уровне 4%.
Целевой вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года долгосрочного прогноза основан на предположении о наиболее успешном использовании конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга и инструментов ускорения социально-экономического роста путем реализации Правительством Санкт-Петербурга мер поддержки и стимулирования экономики, разработанных для развития приоритетных отраслей, технологий и территорий. В условиях целевого варианта стабильный рост инвестиций в основной капитал (с выходом на 25% от ВРП к 2035 году) позволит получить максимальный эффект от развития приоритетных отраслей экономики, снизить долю традиционной для Санкт-Петербурга промышленности и достичь к концу прогнозного периода доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП 45%. Эффективная реализация мер поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичные промышленные производства, сфера информационных технологий, научные исследования и разработки, туризм) обеспечит на протяжении всего прогнозного периода стабильно высокий рост экономики (3,2-4% в 2018-2020 годах и далее 5% ежегодно) и производительности труда (до 4,4% к 2035 году).
Основные показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 №90
Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Разработка прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее – прогноз) проводилась на основании запроса Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.10.2016 № Д14и-3206.
Источник: https://www.gov.spb.ru/helper/economics/prognoz/