Порядок проведения землеустройства территорий муниципальных образований и населенных пунктов


Перейти к следующей статье

На протяжении тысячелетий развитие цивилизации происходило на земле.

И хотя довольно давно человек стал надолго уходить в море, несколько веков назад рискнул подняться в воздух, а по историческим меркам совсем недавно дотянулся до космического пространства, земля остается для него единственно возможным местом жизни. Даже покидая ее, он стремится быстрее вернуться назад.

Хотя сегодня может создаться впечатление, что значительная часть людей «оторвалась от земли», потеряла с ней связь, пусть и в переносном смысле слова.

И если некоторые из них пытаются эту потерю компенсировать эпизодическими поездками на дачу, другие, воспринимая прилагательное «приземленный» исключительно в негативном контексте, об этой на самом деле несуществующей потере нисколько не жалеют.

С бесспорными подтверждениями значимости земли, а в современных условиях еще и важности правого обеспечения ее оборота, человек сталкивается постоянно.

И это закономерно, ведь любая недвижимость стоит на земле, и, как правило, неразрывно с ней связана (да и сама земля помимо прочих своих функций является недвижимостью).

А всякое владение, пользование или распоряжение землей требует ее измерения.

Землеустройство сегодня ─ это комплекс мероприятий, преследующий достижение широкого спектра целей: изучение состояния земель, планирование и организацию их рационального использования и охраны, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства. (Объекты землеустройства ─ это территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и их части).

Организация территорий, используемых общинами или отдельными лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их традиционного образа жизни, равно как и организация рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков, обозначаются термином «внутрихозяйственное землеустройство».

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемку, выполнение топографо-геодезических и почвенно-геоботанических работ, межевание границ и проч.

Содержание

Землеустройство в историческом контексте

Необходимость разграничения земель и установления границ территорий возникла в доисторические времена, но особую значимость приобрела после появления частной собственности.

И если вначале роль границ между земельными участками выполняли естественные рубежи (лесные просеки, реки или элементы рельефа), то позже в обиход вошли специальные знаки, ─ устанавливаемые на межах камни, столбы и т.д.

Землемерным работам, как составной части целенаправленной деятельности по организации использования земель и регулированию земельных отношений, уделяли значительное внимание в первых государствах древнего мира: Индии, Египте, Греции. Там был организован учет земель, проводились работы, направленные на сохранение их качества. Можно говорить, что уже тогда появилось то, что сегодня можно назвать «государственное землеустройство».

Вопросы землеустройства постоянно находились в центре внимания правителей средневековой Европы, в числе которых навсегда вписавшие свои имена в скрижали истории Карл Великий, Вильгельм Завоеватель, Фридрих II.

Землеустройство в России

В России одними из первых землемеров были уполномоченные князьями служители, не только обмерявшие землю, но и отводившие и изымавшие земельные участки.

В царствование Ивана IV было образовано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ведавший, используя современную терминологию, землеустроительными работами. Основным видом этих работ были т. н. писцовые межевания. При Поместном приказе возникла первая в России землемерная школа.

В осознании важности землеустроительных дел были едины все российские монархи. Это подтверждается почти полуторавековым, с середины XVIII и до начала XX века без особых изменений, существованием Межевой канцелярии.

Подчинявшиеся губернским межевым конторам землемерные партии сыграли важную роль в производстве Генерального межевания, проводившегося по инициативе государства и носившего обязательный характер для всех землевладельцев. В 1766 г. (начало Генерального межевания) была создана Межевая инструкция, определявшая организацию и порядок производства землемерных работ.

После Октября 1917 г. землеустройство приобрело новое содержание, став инструментом проведения коренных политических, экономических и аграрных преобразований, направленных на воплощение в жизнь Декрета о земле.

К началу 1990-х годов сформировалась система землеустройства. Она была достаточно эффективной, но в связи с начавшимися в это время в стране общественно-политическими изменениями, одним из которых стало проведение земельной реформы, был дан старт очередному этапу землеустройства.

Землемеры и землеустроители

Вплоть до XVIII века тех, кто занимался описанием земель, называли писцами, описчиками, дозорщиками. Их деятельность определяли особые писцовые наказы. Первый из них был издан в 1555 г., а последний — в 1684 г.

В Инструкции Генерального межевания 1754 г. посланные для размежевания и съемки земель правительственные агенты названы «межевщиками». Впервые слово «землемер» использовано в межевой инструкции, изданной в 1766 году.

Современный термин «землеустройство» начал использоваться уже в XX столетии. Привычные слова «межевой инженер», «межевание», «землемерия» все чаще стали заменять другими ─ «инженер-землеустроитель» и «землеустройство».

Учреждение Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия и губернских и уездных землеустроительных комиссий относится к марту 1906 года.

Закон от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» определил землеустройство как механизм осуществления земельной реформы. Принимаются и другие документы: Закон о землеустройстве, утвержденный Николаем II 29 мая 1911 г., а также Положение о землеустройстве, изданное в 1912 году.

Но слово «землемер» не кануло в небытие. Такое название получило созданное в 1994 году государственное предприятие по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства.

Землеустройство и законодательство

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», принятый Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобренный Советом Федерации 6 июня 2001 года был официально опубликован в Российской Газете 23 июня 2001 г. и с этого же дня вступил в силу.

Закон включает шесть глав. Две ─ «Общие положения» и «Заключительные положения» ─ начинают и завершают документ. И в еще четырех ─ «Государственное регулирование проведения землеустройства», «Проведение землеустройства», «Землеустроительная документация», «Ответственность за нарушение настоящего федерального закона» ─ сконцентрировано его основное содержание. Всего в Законе 27 статей.

На основе этого закона и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов осуществляется правовое регулирование отношений при проведении землеустройства.

Обязательность и основания проведения землеустройства

В ряде ситуаций проведение землеустроительных работ обязательно. В том числе при изменении границ объектов землеустройства.

Существуют и другие причины для обязательного проведения землеустройства: выявление нарушенных земель и земель, подверженных негативным воздействиям, осуществление мероприятий по восстановлению и консервации земель.

Проведение землеустройства осуществляется на основании решений органов власти (федеральных, субъектов РФ, местных) о проведении землеустройства. Основанием, кроме того, могут служить договоры о проведении землеустройства и судебные решения.

Землеустройство и государство

Российская Федерация обладает широкими полномочиями в области регулирования проведения землеустройства. Во-первых, это принятие нормативных правовых актов о землеустройстве, установление порядка его проведения и координация деятельности органов власти любых уровней.

Другие важные полномочия: установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации, организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства, проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности, управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, отвечающим за проведение государственной политики и осуществление государственного управления в сфере земельных отношений, является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В других субъектах Федерации, как правило, также есть орган власти, по содержанию выполняемых функций ─ комитет по землеустройству, хотя его официальное наименование может быть и иным.

Землеустроительная документация

Землеустроительная документация ─ это документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Существует несколько видов землеустроительной документации: схема, проект землеустройства, карта (план) объекта землеустройства.

Землеустроительной документацией также являются тематические карты и атласы состояния и использования земель, материалы обследований и изысканий, оценки качества земель и их инвентаризации.

Наряду с генеральной схемой землеустройства территории Российской Федерации, существуют схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель.

Карта (план) объекта землеустройства в графической и текстовой формах отображает его местоположение, размер, границы и характеристики. Она составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, материалов дистанционного зондирования, картографических материалов, а также по данным измерений, полученных на местности.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель и определения мероприятий по организации их рационального использования и охраны.

Проведение землеустройства

Изучение состояния земель осуществляется в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии. Оно включает почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценку качества земель и их инвентаризацию.

Основой для них и для таких мероприятий как планирование и рациональное использование земель, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственное землеустройство являются материалы геодезических и картографических работ.

Почвенные, геоботанические и иные обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель.

Оценка качества земель позволяет получить информацию о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Инвентаризация земель помогает выявить земельные участки, которые используются нерационально, не по целевому назначению, не в соответствии с разрешенным использованием или не используются вообще.

Землеустройство и образование

Залог эффективного землеустройства ─ квалифицированные кадры. В мае 1779 г. в Москве была открыта Константиновская землемерная школа, положившая начало российской научной школе в этой области знаний.

Специальность «землеустройство» остается востребованной и сегодня.

Подготовку по ней осуществляют не только в учебных заведениях, для которых землеустройство является основным профилем деятельности, например, Государственном университете по землеустройству в Москве, который иногда называют «Университет Землеустройства».

Но и в таких высших учебных заведениях как Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» в Санкт-Петербурге, в котором представлено направление подготовки студентов «Землеустройство и кадастры».

Землеустройство играет важную роль в жизни общества. Председатель Совета Министров России П. А.

Столыпин отмечал: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение».

Со времени произнесения этих слов прошло более века, а они нисколько не потеряли своей актуальности. Как не потеряло ее и само землеустройство, и все, что с ним связано.

15 июля 2014 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: https://zakadom.ru/zemleustroistvo

Границы населенных пунктов в 2019 году: описание, установление, порядок изменения, размещение и пересечение границ населенных пунктов | Земельный эксперт

Земельное законодательство выделяет такое понятие, как граница населенных пунктов. Определение термина дается в п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ. Черта, согласно которой, происходит разделение одного населенного пункта с другим либо с другими категориями земель, называется границей поселения.

Такая линия не может иметь пересечений с муниципальными образованиями, или выходить за пределы определенного города или села. Также граница поселения не может иметь пересечений с участком, состоящим в собственности частных лиц и организаций.

Границы определяются в процессе образования территории и в дальнейшем фиксируются на карта-плане и в кадастровом паспорте надела. Описание границ населенных пунктов является обязательной процедурой при регистрации земельного массива в качестве территории города или села.

Во время оформления границ очень важно пользоваться только актуальными сведениями о массивах,  зарегистрированных в Росреестре, исключая те, которые были аннулированы. Все оформленные бумаги проходят процедуру обязательного регистрирования, и утверждения в составе генплана поселка или города. После оформления документации имеющиеся сведения передаются в установленные фонды.

Установление и изменение границ населенных пунктов

В статье 84 Земельного кодекса РФ описан порядок изменения границ населенных пунктов, а также порядок установки таковых. Под установкой или изменением границы определенной земельной площади следует понимать:

  • утверждение или изменение генплана городского округа, где указаны все границы участков, находящихся в пределах конкретного села или города;
  • утверждение или изменение плана будущей территории муниципального образования, отражающего границы поселения, за пределами города или села.

Если речь идет об изменении границ городов федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, то решение выносится Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Данный документ оформляется соответствующим образом и только потом проводится новое разграничение.

Независимо от того, располагаются частные участки внутри поселения или нет, права собственников и временных распорядителей наделов не ограничиваются и не прекращаются. Включение земельных участков в комплекс земель, принадлежащих одному муниципальному образованию, происходит автоматически при формировании общей территории.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Под границами поселения понимается линия, которая отделяет территорию одного населенного пункта от другого или от земельного массива, принадлежащего к иной категории.
  2. Пределы площади фиксируются на специальной карте-плане, описываются, а затем передаются в Росреестр для регистрации.
  3. Границы устанавливаются лишь после согласования и утверждения генплана образования.
  4. Полномочия собственников и временных распорядителей на земельные участки при включении последних в границы населенных пунктов сохраняются в полном объеме.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по границам населенных пунктов

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Константин Андреевич. Мой надел располагался за пределами нашего села, однако, недавно проводились работы по разграничению общей территории поселения, и получилось так, что мой массив был включен в комплекс земель поселения.

Я обратился в администрацию образования с вопросом о том, имею ли я теперь полномочия на земли или произошли какие-то изменения, относительно права собственности. Также хотелось узнать, положена мне компенсация или нет.

В муниципалитете никакого внятного ответа мне не дали и теперь я нахожусь в сомнении относительно строительства на своем участке дачного домика.

Подскажите, как узнать информацию о праве пользования на участок и размер компенсации за его изъятие? Могут ли у меня вообще землю забрать?

Ответ: Уважаемый, Константин Андреевич, вам абсолютно не о чем беспокоиться, потому что согласно ст. 84 ЗК РФ, в случае определения или изменения границ города, села, другого населенного пункта, порядок пользования для граждан и организаций, распоряжающихся наделами временно, не изменяется, а для собственников земли, их права не прекращаются.

Иными словами, вы остаетесь полноправным владельцем территории, независимо от того, включена она в комплекс земель поселения или нет.

Что касается вопроса о том, где получить информацию относительно границ и остальных характеристик надела, то обращаться следует в Росреестр.

Право собственности на недвижимость устанавливается в этой организации, соответственно и данные можно получить там, путем подачи официальной заявки.

Список законов

  • Статья 83 ЗК РФ
  • Статья 84 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-naselennyx-punktov/granicy-naselennyx-punktov/

Землеустройство. Организация и порядок проведения

Землеустройство — комплекс мероприятий по

    • изучению состояния земель,
    • планированию и организации рационального использования земель и их охраны,
    • описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства,
    • организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также
    • по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 68 ЗК РФ).

Объекты землеустройства — территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Землеустроительная документация — документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Согласно ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В соответствии со ст. 4 ФЗ основаниями проведения землеустройства являются:

    1. решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
    2. договоры о проведении землеустройства;
    3. судебные решения.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами (например: изменение границ земельных участков; выявление нарушенных или подверженных эрозии земель; рекультивация и консервация нарушенных земель и др.).

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений:

    1. составляющих государственную тайну;
    2. относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами (Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Организация и порядок проведения землеустройства

Ст. 5 ФЗ устанавливает полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства:

    • установление порядка проведения землеустройства;
    • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;
    • принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;
    • установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;
    • организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства;
    • и др. полномочия.

Основные землеустроительные действия:

Изучение состояния земель включает:

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии». Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения всех других землеустроительных действий.

См. также Постановление Правительства РФ от 21.10.2016 N 1084 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии»

Планирование и организация  рационального использования земель и их охраны как виды землеустроительной деятельности установлены ст. 14 ФЗ «О землеустройстве».

Данные землеустроительные действия проводятся в целях распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения направлений наиболее рационального и эффективного использования земель и их охраны.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Установление на местности границ объектов землеустройства — основной вид  землеустроительной деятельности.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития).

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации

См. Инструкцию по межеванию земель, утвержденную Роскомземом 8 апреля 1996 г.

См. также Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17 февраля 2003 г.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

    • организация рационального использования земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни;
    • разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zemleustroystvo-organizatsiya-i-poryadok-provedeniya