Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда


Перейти к следующей статье

Что такое лесной участок установлено в одноименной Статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями: 67 («Общие положения о проведении лесоустройства»), 69 («Проектирование лесных участков») и 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.

Лесной участок ─ это не только участок лесного фонда. Лесоустройство проводится как на его землях, так и на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) к землям лесного фонда наряду с лесными относятся нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. К лесным принадлежат земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, ─ вырубки, гари, редины, прогалины и др. К числу нелесных земель ─ просеки, дороги, болота и др.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Лесной участок можно рассматривать как земельный участок, на котором проводится лесоустройство. На земельных участках, где леса не произрастают, лесоустройство не проводится.

По отношению к лесным участкам предусмотрена деятельность по их проектированию, в процессе которой выполняется проект лесного участка, содержащий информацию о границах, площади, местоположении и иных качественных и количественных параметрах.

Лесные участки ─ это самостоятельные природные объекты, имеющие специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством. Кроме того, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулирует земельное законодательство.

Правовой режим земельных участков из состава земель лесного фонда и лесных участков из состава иных категорий земель не является тождественным, поскольку, например, по-разному происходит их налогообложение земельным налогом.

Содержание

Что такое лес

Следует отметить, что, несмотря на свою кажущуюся очевидность, понятие «лес» не является таким однозначным. Наряду с его научным толкованием необходимо четко сформулировать юридическое. А даже научное толкование служит поводом для дискуссий.

Если рассматривать лес как совокупность лесной растительности, возникает вопрос количественных параметров, позволяющих определить, когда эта совокупность может называться лесом, а когда до этого названия «не дотягивает».

Разграничить лесную и нелесную растительность, например, участок с лесными деревьями и участок с «не лесными» кустарниками или редко стоящими деревьями, кроны которых не смыкаются, ─ не так-то просто.

В лесном законодательстве понятие леса определено как через экологическую систему, так и природный ресурс.

Некоторые специалисты считают, что разделение понятия «лес» на две части ─ землю и древесную растительность приводит к тому, что лесные отношения подменяются земельными.

С другой стороны, если лес отделить от земли, на которой он растет, лес перестанет быть лесом, превратившись в древесину.

Лесные участки в зеркале статистики

Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.

Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.

Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения. 

Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:

  • лесные площади ─ 72,6%;
  • лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
  • участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
  • земли застройки ─ 0,01%;
  • участки под дорогами ─ 0,1%;
  • болота ─ 9,9%;
  • нарушенные земли ─ 0,02%;
  • прочие земли ─ 15,3%;
  • сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
  • участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.

Пользование лесными участками

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

К числу видов использования лесов относятся: заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (пищевых, лекарственных); ведение охотничьего и сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; рекреационная деятельность. На лесных участках могут выполняться работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений (морских и речных портов, морских терминалов, речных причалов); строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Очевидно, что всякий, использующий лесные участки, будь то произрастающая на них растительность или земля, должен обладать правом пользования лесными участками.

Права на лесные участки

Право пользования участками лесного фонда может быть различным.

Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству.

Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс.

Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления.

Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9.

«Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предоставление лесных участков

Лесные участки в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам передаются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а гражданам ─ в аренду и безвозмездное пользование.

После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения установленных лесохозяйственными регламентами видов и параметров использования лесов.

https://www.youtube.com/watch?v=L1ncHVaS7vI

После 1 января 2015 года не допускается предоставление в пользование лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

Лица, которым предоставлены лесные участки, за некоторыми исключениями не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки. В т. ч. для сбора пищевых и не древесных лесных ресурсов. Огораживание лесных участков допускается только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Гражданам и юридическим лицам, осуществляющим заготовку и сбор не древесных лесных ресурсов на предоставленных им лесных участках разрешается возводить навесы, сушилки, грибоварни, склады и иные временные постройки.

На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства или сельского хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Отдельного внимания заслуживает аренда лесных участков.

Аренда лесного участка

Оформление лесных участков в аренду в отличие от других оснований использования лесов, как правило, имеет целью осуществление предпринимательской деятельности.

Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

Если иное не установлено ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Арендаторы лесных участков получают участок для одной или нескольких целей, предусмотренных Статьей 26 ЛК РФ.

Объектом аренды могут быть лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. В случаях использование лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, срок аренды лесного участка составляет от двадцати до сорока девяти лет.

Срок договора аренды лесного участка, используемого для выполнения работ по геологическому изучению недр или для разработки месторождений полезных ископаемых; а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается равным до сорока девяти лет. Также на срок до сорока девяти лет без указания нижнего предела возможна аренда лесного участка для заготовки древесины.

Аренда участков лесного фонда для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, портов, терминалов, причалов, а также для переработки древесины и других лесных ресурсов возможна на срок от одного года до сорока девяти лет.

Арендная плата за лесные участки устанавливается в соответствии со Статьей 73 «Арендная плата» ЛК РФ.

Аукционы по аренде лесных участков

Продажа права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений происходит на аукционах.

Предоставление лесных участков в аренду осуществляется по результатам аукционов за исключением участков, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, линейных объектов и еще некоторых установленных законодательством случаев.

Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является продавец права ─ органы государственной власти или местного самоуправления, либо действующая на основании договора с ними специализированная организация.

Купить лесной участок

Правовой формой оборота лесных участков являются гражданско-правовые сделки (купля-продажа, мена, дарение, аренда), которые могут быть реализованы путем заключения договоров, если иное не предусмотрено нормами действующего законодательства. Лесной земельный участок является предметом гражданского оборота в той степени, в какой оборот лесных участков допускается нормативными актами о земле и других природных ресурсах.

Порядок заключения и форма сделок с лесными участками определяется общими нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных земельным и лесным законодательством (например, фактически исключена продажа лесных участков, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с требованиями Статьи 93 «Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними» ЛК РФ, право собственности и иные вещные права на лесные участки, равно как возникновение, переход, прекращение, ограничение этих прав подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Огромное значение, которое имеют лесные участки в России, обусловлено не только огромной долей, которую они занимают в составе земельных ресурсов, но и их ролью в обеспечении благополучной экологической ситуации и качества жизни людей.

17 марта 2015 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: https://zakadom.ru/lesnye_uchastki

Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2019 году


Время чтения: 10 минут

Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства – не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс.

Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это.

Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

https://www.youtube.com/watch?v=q1c_Mi_OEPc

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1. Земельного кодекса РФ.  В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2. Лесного кодекса РФ. ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды.

Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

https://www.youtube.com/watch?v=YC0IKIF4eNk

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Виды разрешенного использования ЗЛФ

Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-lesnogo-fonda-pravovoj-rezhim.html

Книга — Предоставление лесных участков

Источник: http://kniga-5.ucoz.ru/index/predostavlenie_lesnykh_uchastkov/0-137

Глава 6 Лесного кодекса РФ: Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование — гражданам.

2.

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

3. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

2.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

3. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 — 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса.

Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.

4.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

5. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Статья 73. Арендная плата

1. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

2.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

4.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

2.

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

2.

1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

3. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 — 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Кодекса;

4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

4.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

5. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Источник: https://www.taxinspections.ru/legislation/lesnoy-kodeks-rf/lesnoy-kodeks-rf-glava-6.html

Предоставление лесных участков для строительства с учетом требований по освоению и использованию лесов — советы и рекомендации от Главземпроект.

     В новой редакции Лесного кодекса введены новые понятия «освоение лесов» и «использование лесов», которые следует учитывать при подготовке документации по предоставлению лесных участков для строительства объектов.

      Порядок и виды использования лесов установлены в главе 2 Лесного кодекса. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

      Для строительства объекта требуется предоставление лесного участка, а для геологического изучения недр достаточно разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, то есть без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.

Цели освоения лесов
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

      Согласно статье 109 Лесного кодекса к резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений.

Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд. Отнесение лесов к резервным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1 2 3 4
организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

      Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемых и (или) модернизируемых лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

      В лесах, которые расположены на землях иных категорий, то есть не входящих в лесной фонд, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Строительство на землях лесного фонда

При освоении лесов на землях лесного фонда допускается строительство различных объектов, которые условно можно разделить на три группы.

Группы объектов, строительство которых осуществляется на землях лесного фонда
Лесная инфраструктура (ст. 13) Лесоперерабатывающая инфраструктура (ст. 14) Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (ст. 21)
1 2 3
В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).2. Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в целях:1) осуществления работ по геологическому изучению недр;2) разработки месторождений полезных ископаемых;3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты);5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;6) осуществления рекреационной деятельности;7) осуществления религиозной деятельности.

      При использовании лесов для: ведения охотничьего хозяйства (статья 36), ведения сельского хозяйства (статья 38), выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (статья 39) допускается возведение временных построек, а для осуществления рекреационной деятельности допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства, возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, предусмотренных лесным планом субъекта Российской Федерации (статья 41).

      Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, установлен в Лесном кодексе в зависимости от видов использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43), строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44), строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (статья 45).

      На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения (статья 47).

      В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечивается защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (статья 48).

      В соответствии с требованиями статьи 71 Лесного кодекса предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам и гражданам осуществляется следующим образом: в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное пользование — гражданам.

Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Юридическим лицам Гражданам
в постоянное (бессрочное) пользование в аренду в безвозмездное пользование в аренду в безвозмездное пользование
1 2 3 4 5
В порядке, предусмотренном Земельным кодексом В соответствии с Лесным кодексом с учетом положения об аренде, предусмотренном Гражданским кодексом В порядке, предусмотренном Земельным кодексом В соответствии с Лесным кодексом с учетом положения об аренде, предусмотренном Гражданским кодексом В порядке, предусмотренном Земельным кодексом

Сроки аренды лесных участков

      Предоставление в аренду лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, производится для использования в целях, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.

Лесной участок как объект недвижимости должен пройти государственный кадастровый учет.

Однако до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

Сроки аренды лесного участка, установленные Лесным кодексом (ст. 72)
Срок договора аренды Срок аренды может быть от одного года до сорока девяти лет только для данных видов использования:
1 2 3 4
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет (п.3.ст.72) Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43). Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44) Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45)

Использование лесных участков

      Использование лесных участков осуществляется   в соответствии с лесохозяйственными регламентами и проектами освоения лесов, а их невыполнение  является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

Использование лесов осуществляется для одной или нескольких целей, указанных  в статье 25 Лесного кодекса
с предоставлением лесных участков без предоставления лесных участков
с изъятием лесных ресурсов без изъятия лесных ресурсов с изъятием лесных ресурсов без изъятия лесных ресурсов

      Лесным кодексом допускается установление ограничений использования лесов (статья 27), в том числе:

1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;

2) запрет на проведение рубок;

3) иные ограничения использования лесов, которые могут быть предусмотрены лесохозяйственным регламентом.

      Приостановление использования лесов может быть произведено в порядке, предусмотренном статьей 28 Лесного кодекса.

      Согласно статье 23 Лесного кодекса «Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса». Лесохозяйственные регламенты утверждаются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления (из статьи 87).

      На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

      В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков

Разрешение на проведение изыскательских работы в лесу — порядок оформления для геологического изучения недр, геодезических и других изысканий: порядок получения — переход