ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.06.2016 г.

Внесение изменений в ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» обсуждается в профессиональной среде уже достаточно долгий период времени.

Необходимость пересмотра действующего Федерального закона № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», вступившего в силу еще в 1996 году, обусловлена как повышением требований к архитектурной составляющей любого проекта, так и законодательными противоречиями с Градостроительным кодексом.

Кроме того, большие разногласия вызывает методика регулирования профессиональной деятельности архитектора, способы подтверждения его квалификационной аттестации и порядок определения роли архитектора во всем процессе архитектурно-строительной деятельности.

Особое внимание в представленном проекте уделяется также разделению архитектурно-строительного проектирования на две большие самостоятельные группы: архитектурную деятельность и деятельность по разработке проектной документации. При этом в дальнейшем планируется переход к полному саморегулированию архитектурной деятельности.

Содержание

Попытка выработки единых стандартов

В настоящее время архитектурная деятельность является составной частью архитектурно-строительного проектирования, представляя собой единый производственный процесс, который регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Непосредственно архитектурные работы включены в общий перечень проектных мероприятий согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.

2009 г. № 624 и п. 2 ст. 48 ГрК РФ. Следуя п. 4 ст.

48 ГрК РФ, работы по подготовке проектной документации имеют право выполнять «только индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ», а разработка архитектурного проекта «должна осуществляться аттестованными архитекторами и (или) юридическими лицами, отвечающими требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации об архитектурной деятельности к юридическим лицам, осуществляющим архитектурную деятельность». Однако в настоящее время нет положений, как осуществляется взаимодействие между индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, выполняющими проектную и архитектурную деятельность.

В предложенном законопроекте есть формулировка о возможности оказания лицами, имеющими «право на разработку проектной документации оказывать услуги в области архитектурной деятельности и инженерные услуги на различных стадиях архитектурно-строительного проектирования и реализации проектных решений», но нет разъяснений, на каком правовом основании лица могут одновременно выполнять как проектную, так и архитектурную разработку.

Введение норм профессиональной квалификации

Необходимость внесения изменений в Федеральный Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» также обусловлена как резким снижением уровня профессионализма специалистов отрасли в целом, так и отсутствием системы квалификационной оценки архитекторов в частности.

В настоящее время, согласно ГК РФ, архитектурная деятельность определена как возмездное оказание услуг в области архитектуры и трактуется как предпринимательская деятельность.

В предложенных изменениях к законопроекту нет точной конкретизации, кто именно имеет право заниматься архитектурной деятельностью: только индивидуальные предприниматели или также лица, занимающиеся частной практикой.

Понятие предложенной в рабочем документе процедуры аттестации противоречит п.11 ст. 60 ФЗ от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где прописано, что ««квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью…» без проведения каких-либо дополнительных аттестационных мероприятий.

В законопроекте предусмотрена возможность приостановления деятельности архитектора, в том числе в судебном порядке, однако не указан порядок восстановления в профессиональном статусе.

Страхование рисков и профессиональной ответственности архитектора, предложенные в проекте, вступают в противоречие с действующим законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Предполагаемое обязательное вступление архитекторов в новую структуру «Профессиональное объединение архитекторов России» нарушает права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в ст.

30 Конституции РФ.

Предложенный проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» дискуссионен и требует дальнейшей тщательной проработки каждого пункта.

В настоящее время предложенный документ не нашел единой позиции архитектурного сообщества, и поэтому его принятие не только не целесообразно, но и может привести к негативным последствиям сложившейся архитектурно-проектной сферы.

Источник: https://www.risalita.ru/info/publications/zakon/analiz-izmenenij-v-zakon-ob-arhitekturnoj-deyatelnosti-v-rf

Истек Срок Разрешения На Строительство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 28.11.2007 N КА-А41/11901-07 по делу N А41-К2-3411/07
Суд признал незаконным отказ органа местного самоуправления в продлении срока действия разрешения на строительство.

При этом суд отклонил довод органа местного самоуправления о том, что заявление о продлении срока действия разрешения на строительство было подано по истечении срока действия такого разрешения, поскольку заявитель подал соответствующее заявление в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ (ч. 20 ст. 51).

сказано там все, п.

20 ст 51 ГрК
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Забыли продлить разрешение на строительство

Департамент отказал, сославшись на то, что за продлением срока действия разрешения застройщик обратился уже по истечении срока действия первоначального разрешения, а это противоречит п. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В связи с истечением срока действия разрешения на строительство многоэтажного гаража застройщик обратился в городской департамента архитектуры и градостроительства с просьбой продлить срок его действия.

Стоит ли подписать ДДУ, если истек срок действия разрешения на строительство

В соответствии с градостроительным законодательством и судебной практикой, на сегодняшний день, единственным основанием в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. То есть, если строительство жилого дома уже начато, в продлении разрешения на строительство не может быть отказано.

Добрый день! Хочу подписать ДДУ, но у застройщика 01.06.2015 истек срок действия разрешения на строительство, прошло два месяца, но пока никаких продвижений — якобы процесс пролонгации занимает определенное время и это чисто технический вопрос. Стоит ли ввязываться в ДУ в таком случае? Спасибо!

Разрешение на строительство: продление, отмена

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

https://www.youtube.com/watch?v=vEvCMtOYfhA

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия.

Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Как поступить, если закончилось разрешение на строительство, что делать

Бывают ситуации, когда административный орган отказывает по иной причине. К примеру, не удается продлить период действия разрешительной документации из-за отсутствия бумаг о начале строительства.

Иногда требуется документация, подтверждающая приемку выполненных работ по 0-му циклу или о наличии затрат. В такой ситуации можно обратиться в судебный орган для защиты интересов.

При этом дело можно выиграть, если подтвердить документально факт начала строительных работ. Подтверждением может быть передача спутниковых снимков.

Если срок разрешения на строительство истек, заявитель с большой вероятностью получит отказ в продлении. По законодательству застройщик должен предупредить о намерении за 60 суток и не позже. Кроме заявки подается пакет разрешительной документации.

Как продлить разрешение на строительство

Продление срока действия разрешения на строительство необходимо тем, кто не уложился в предварительно установленные сроки. Для этого необходимо подготовить документы и предоставить их в Отдел архитектуры и градостроительства в районе, в котором находится ваш участок. Что нужно сделать, чтобы продлить срок строительства постройки?

Те, кто имеет разрешение на строительство, могут его продлить. Это правило устанавливается статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Эта норма касается тех построек, возведение которых было начато, но не было завершено в установленные сроки. Для продления строительных работ необходимо подать документы и заявление в Отдел архитектуры и градостроительства по своему району.

Просроченное разрешение на строительство и отказ в регистрации

P.S.Задаю регистратору вопрос — а если бы договор аренды зу в период законного строительства действовал, а сейчас бы прекратился, — что тоже нельзя регить без продления договора. Регистратор не отвечает.
P.P.S Разрешение нельзя уже продлить, можно новое получить — и что это новое рарешение 2011 года будет надлежащим основанием для регистрации объекта, созданного в 2008 году?

Источник: https://lawyer78.ru/dolevaya-sobstvennost/istek-srok-razresheniya-na-stroitelstvo

169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»

Архитектурная деятельность и действия соответствующих должностных лиц регламентируются Федеральным законом 169 ФЗ.

Цель принятия акта об архитектуре заключается в обеспечении мер, направленных на создание экологических, социально ориентированных сооружений, благотворно влияющих на жизнь граждан и общества.

Закон нацелен на развитие идей и течений в архитектуре, а также на сохранение ее культурных традиций.

Описание Федерального закона 169

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» принят 18 октября 1995. Документ вступил в силу на момент официального опубликования. На протяжении его срока действия он продолжал дорабатываться.

Вносимые изменения были направлены на приведение его в соответствие с общей правовой базой и принимаемыми законами в сфере архитектуры, а также на устранение неточностей в формулировках. Последние поправки в документ были введены 19 июля 2011.

Последняя редакция Закона о деятельности в сфере архитектуры включает в себя следующие главы:

  • общие положения, определяющую базу для последующих предписаний документа;
  • права и обязанности физических и юридических лиц в вопросах архитектурной деятельности;
  • порядок изменения объектов архитектуры;
  • компетенция и полномочия органов градостроительства, а также профессиональных объединений архитекторов;
  • ответственность за нарушение предписаний ФЗ 169.

Глава 2 о лицензировании архитектурной деятельности исключена из документа. Глава 4 об авторских правах на произведения архитектуры утратила силу в связи с принятием соответствующего закона.

Основные положения

Общие положения Закона об архитектурной деятельности регламентируют следующие вопросы:

  • цели принятия данного документа и задачи, которые перед ним ставятся;
  • основные понятия, используемые законодательством в сфере архитектуры;
  • правовая база, на основании которой создается объект архитектуры;
  • архитектурная деятельность иностранных физических и юридических лиц на территории РФ;
  • предписания российским физическим и юридическим лицам в разработке проектов за рубежом.

Целевое назначение Закона об архитектурной деятельности – определение прав и обязанностей должностных лиц. Документ ориентирован на развитие искусства архитектуры, охрану ее объектов, памятников исторического и культурного наследия страны, включая ландшафтные композиции.

Для достижения поставленных целей определяются правовые основы действий архитекторов и строителей.

Предписывается обязательность проектирования архитектуры в соответствии с градостроительной планировкой.

Соответствующее разрешение и утверждение строительства не требуется в ситуации, когда возведение объекта не затрагивает общий облик архитектуры и не влечет нарушений в сохранении безопасности построек и коммуникаций.

Ознакомьтесь  Закон «Об исполнительном производстве»

Вопросы международного сотрудничества осуществляются в соответствии с заключенными договорами.

При их наличии иностранные граждане вправе осуществлять архитектурную деятельность на тех же основаниях, что и российские специалисты.

Если соответствующих договоров нет, то иностранцы могут принимать участие в проектах только совместно с российскими архитекторами. Данное положение введено поправками закона за 2003 год.

Те же изменения закона коснулись и архитектурной деятельности российских специалистов за рубежом. Допускается их участие в соответствующих проектах архитектуры, если таковое не противоречит международным договорам и правовым нормам законодательства РФ.

Последние изменения в ФЗ об архитектурной деятельности

Последние изменения в Закон об архитектурной деятельности введены 19 июля 2011 года. Поправки коснулись следующих положений:

  • в четвертом абзаце статьи 2 и во втором абзаце пункта 3 статьи 3 слова «санитарно-гигиенические» заменены на формулировку «санитарно-эпидемиологические»;
  • в пункте 7 ст 3 формулировка «строительных норм и правил,» сокращена до «сводов правил,»;
  • также в п 7 статьи 3 и в третьем абзаце п 1 ст 13 слова «государственные стандарты» заменены на «обязательные требования» в соответствующих падежах.

Иных изменений в ФЗ 169 об архитектуре с 2011 года не вводилось. Предыдущие поправки за 2008 также скорректировали определенные формулировки, не внося существенных изменений в редакцию.

Скачать текст ФЗ 169 в последней редакции

Скачать Федеральный закон 169 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» можно здесь. Документ представлен с последними изменениями и поправками.

Закон об архитектурной деятельности в действующей редакции будет актуален для должностных лиц, как физических, так и юридических. Документ представляет интерес и для граждан, занявшихся строительством в пределах утвержденного градостроительного плана. Также редакция правового акта об архитектуре может использоваться и правозащитниками в изучении данной сферы законодательства.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-ob-arxitekturnoj-deyatelnosti-v-rf/

Закон об архитектурной деятельности в 2019 году

Закон об архитектурной деятельности в 2019 году устанавливает правила, которые позволяют возводить экологически безопасные и социально ориентированные сооружения.

Действующая редакция содержит нормы, позволяющие сохранить архитектурные традиции и развить новые течения.

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ»: официальный текст

ФЗ 169, регламентирующий правовые основы архитектурной деятельности, депутаты Госдумы одобрили в первой редакции в 1995 г.

Даже после вступления документа в силу в него продолжали вносить изменения. Большинство правок были нацелены на то, чтобы законодательный акт соответствовал прочим юридическим документам в сфере архитектуры. Также видоизменяли и дополняли некоторые определения. Последние изменения в проект внесли в 2011 г.

Официальный текст федерального закона содержит 8 глав, включающих 27 статей. Разделы регламентируют следующие понятия:

  • определены общие положения и правовые основы возведения архитектурных сооружений;
  • установлена процедура лицензирования архитектурной деятельности (глава в действующей редакции была исключена);
  • сформулированы права и обязанности разных категорий граждан, ведущих архитектурную деятельность;
  • признается авторское право на архитектурные объекты (глава утратила силу);
  • определен порядок внесения изменений в сооружения;
  • установлены полномочия градостроительных органов и творческих организаций в области архитектуры;
  • предусмотрена административная и имущественная ответственность за нарушение действующего законодательства;
  • сформулированы заключительные положения.

Главные тезисы и понятия законопроекта

Закон об архитектурной деятельности определяет правовые основы следующих тем:

  • регулирование отношений, возникающих при возведении архитектурных объектов;
  • задачи, стоящие перед законопроектом;
  • юридические основания для строительства сооружений;
  • выдача разрешения на возведение здание;
  • деятельность в сфере архитектуры для иностранных граждан и компаний, работающих на территории России;
  • рекомендации и требования для российских архитекторов, участвующих в проектировании зданий за границей.

Законодательный акт устанавливает права и обязанности физических лиц и организаций, а также государственных органов, осуществляющих надзор. Также документ ставит цели по развитию архитектуры, защите сооружений, памятников разного назначения, в том числе ландшафтных композиций.

Чтобы достигнуть поставленных целей и задач, законодательно установлены нормы, в пределах которых должны действовать архитекторы и строители.

При возведении объектов требуется неукоснительно соблюдать стандарты, изложенные в градостроительной планировке. Если при строительстве не будет изменен общий вид архитектурного комплекса и не будет нарушена сохранность зданий и коммуникационных сетей, необязательно получать разрешение на строительство.

Нюансы международного сотрудничества формируются в зависимости от заключенных договоренностей. При наличии официальных документов жители прочих государств могут осуществлять возведение объектов на тех же условиях, которые действуют для российских архитекторов.

Читать так же:  Закон о выгуле собак в 2019 году

При отсутствии контракта иностранные граждане имеют право участвовать в проектах лишь совместно со специалистами из России. Соответствующие изменения были одобрены парламентариями в 2003 г.

В то же время поправки были внесены в раздел, определяющий деятельность российских архитекторов за границей. Согласно положениям законодательства, специалисты могут быть задействованы в проектах по возведению сооружений, если деятельность проводится в рамках международного договора и в соответствии с российским законодательством.

Поправки, внесенные в ФЗ № 169

Изменения в законопроект вносили несколько лет назад. Предыдущая версия правок относится к середине 2011 г. Были дополнены следующие разделы:

  • во 2 и 3 статье фразу «санитарно-гигиенические» изменили на «санитарно-эпидемиологические»;
  • в 3 статье сократили фразу «строительных норм и правил». Теперь она звучит как «сводов правил»;
  • в 3 статью внесли еще одну корректировку, которая коснулась и 13 статьи закона. Словосочетание «государственные стандарты» было изменено на «обязательные требования».

Поправки в законопроект были незначительными и коснулись только уточнения некоторых определений. Ранее изменения в правовой документ вносили лишь в 2008 г. Правки также касались дополнения формулировок, но существенно не повлияли на смысл законодательного акта.

Скачать текст закона

Нормы федерального законодательства следует изучить должностным лицам, а также гражданам и организациям, осуществляющим архитектурную деятельность.

Без информации о требованиях к возведению объектов невозможно вести строительство в соответствии с принятыми правилами. Предлагаем скачать закон об архитектурной деятельности со всеми внесенными поправками по следующей ссылке.

Законопроект устанавливает основные понятия, используемые для определения архитектурной деятельности, а также регламентирует права и обязанности специалистов при возведении сооружений. Кроме того, документ определяет полномочия органов государственной власти в сфере архитектуры.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-arhitekturnoy-deyatelnosti.html