Земли автомобильного транспорта:

Земли транспорта в 2019 году: понятие, состав, правовой режим, особенности использования | Земельный эксперт

Земли автомобильного транспорта:

К понятию территории транспорта относятся угодья, которые могут использоваться либо предназначены для реализации задач, связанных с обеспечением:

  • деятельности компаний;
  • эксплуатации объектов, относящихся к воздушному, железнодорожному, водному (речному, морскому), автомобильному типам транспорта;

Определение земель транспорта и категорий участков, которые составляют эти земли, регулируется 90 статьей ЗК России.

Правовой режим земель транспорта обладает несколькими особенностями:

  • он устанавливает зону, обладающую особым условием пользования территориями;
  • он распространяется на участки, которые относятся к транспортным территориям и смежным наделам других категорий земли.

Предоставление земель транспорта

Земли транспорта (на основании пунктов 2-8, 90-й статьи ЗК) предназначены и могут использоваться с целью обеспечения эксплуатации сооружений и деятельности компаний, которых можно отнести к отрасли:

  1. Железнодорожного транспорта. Свободные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут быть предоставлены в аренду физическим либо юридическим лицам под:
    • устройство разгрузочно-погрузочной площадки;
    • складирование и хранение различного груза (кроме взрывоопасных и химических веществ или ГСМ);
    • оказание различных услуг пассажирам;
    • строительство прирельсовых складских помещений;
    • сельскохозяйственную деятельность.
  2. Автомобильного транспорта. Участки земли, находящиеся в зоне полосы отвода автомагистралей, предоставляются физическим и юр. лицам для создания строений дорожного сервиса, предназначенного для воссоздания нужных условий сохранности и использования автодорог и безопасности движения автотранспорта.
  3. Водного (речного, морского) транспорта. Частным компаниям и лицам предоставляется часть береговой полосы внутренних водных трасс, которые расположены за чертой населённого пункта, для ведения работ в отрасли судоходства речными путями.
  4. Воздушного транспорта. Государственным и частным компаниям предоставляются территории для размещения подземных и наземных объектов, которые необходимы для ремонта, реконструкции и управления полётами воздушных лайнеров.
  5. Трубопроводного транспорта. На участках земель трубопроводной системы, предоставленных гражданам и компаниям для ведения хоздеятельности, находящихся вблизи магистрального трубопровода запрещается возведение различных строений и создание препятствий для ведения аварийно-ремонтных работ на линии трубопровода.

На землях транспорта может размещаться несколько типов объектов:

  • железнодорожные пути, станции и вокзалы;
  • полосы отводы и охранные зоны для железнодорожных трасс;
  • автомобильные дороги, сервисы автодорожного обслуживания, стационарные посты МВД;
  • водные линии, появившиеся искусственным путём, речные и морские пристани, причалы, порты, маяки;
  • посадочно-взлётные полосы, аэровокзалы, аэродромы, аэропорты;
  • трубопроводные, газопроводные, нефтепроводные системы.

Размеры земель транспорта

Размеры земель транспорта определяются на основании действующих законодательных норм либо типовых проектов строительства транспортных строений.

В ситуации, где нет действующих законодательных норм и нет возможности воспользоваться типовыми проектами (из-за специфики рельефа, климатических либо технико-инженерных особенностей, тонкостей строящегося объекта), размеры участков можно определить при помощи проектно-сметной документации.

Правом определения размеров транспортных земель наделены муниципальные или государственные структуры, которые осуществляют учет и контроль территорий, относящихся к соответствующим типам транспорта (воздушному, железнодорожному, водному, автомобильному).

Частный случай

Статьей 90 (пунктом 8) ЗК введено ограничение по переводу земельных участков в категорию земель транспорта.

В частности, наделы, которые используются в целях проведения реконструкции, возведения, капремонта объектов трубопроводной системы, но принадлежат к иным категориям угодий, не переводятся в группу «Земли транспорта», а лишь предоставляются во временное пользование на период осуществления необходимых ремонтных мероприятий.

Заключение

Подводя итоги статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Земли транспорта предназначены для размещения строений, которые будут использованы по прямому назначению и в ремонтных целях в транспортной отрасли.
  2. Участки, принадлежащие иным категориям земель, но используемые для обслуживания трубопроводов не переводятся в категорию «Земли транспорта».
  3. Резервирование земель транспорта происходит в порядке, утверждённом постановлением №561.

Список законов

  • Статья 90 ЗК РФ
  • Статья 70.1 ЗК РФ
  • Положение №561

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям транспорта

Вопрос: Меня зовут Святослав Захарович. Я руководитель городского совета в небольшом посёлке Свердловской области. На одной из окраин города проводится строительство нового микрорайона (который будет содержать порядка 10-15 многоэтажных домов).

На сессии горсовета было принято решение о возведении за чертой города вблизи нового микрорайона небольшой резервной электростанции, предназначенной для снабжения электричеством новых домов.

Электростанция будет соединена с городом линией электропроводов, прикреплённых к металлическим опорам, которые будут установлены на участках огороднического кооператива.

Однако, поскольку в местном бюджете на данный момент недостаточно средств на возведение электростанции, принято решение начать строительные работы в следующем году. У меня возникает вопрос: на каком основании и на какой период можно зарезервировать земли для размещения на них линии электропроводов?

Ответ: Святослав Захарович, в вашем случае земли огороднического кооператива могут быть зарезервированы сроком до двадцати лет, а основанием для резервирования служат статьи 70.1 и 90 (пункт 8) ЗК. Резервировать территорию следует в порядке, который утверждён в 2008 году положением №561. Этапы действий при этом будут следующими:

  1. Депутаты горсовета должны составить ходатайство о резервировании наделов и отправить его вам на рассмотрение. Вместе с ходатайством вам должны быть предоставлены ещё несколько документов, выданных Росреестром и содержащих информацию о планировке территории, которая будет зарезервирована.
  2. На основании полученных документов, вы выносите решение о резервировании территории. Решение должно быть составлено в письменном виде (в форме акта). В составленном акте, в обязательном порядке, должна быть прописана информация о:
    • длительности и цели резервирования наделов;
    • реквизитах документа, который послужил основанием для резервирования (в вашем случае это решение депутатов горсовета);
    • дате и месте, где будут ознакомлены с вынесенным решением руководители огороднического кооператива.
  3. В местных СМИ (газетах или телеканале) следует опубликовать либо озвучить принятое решение. После этого резервирование участков обретает силу.
  4. Группа депутатов, контролирующая процесс резервирования, должна направить схему резервируемых наделов и копию решения в Росреестр для регистрации ограничения прав, установленных принятым актом.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/vidy-zemel-specialnogo-naznacheniya/zemli-transporta/

Как взять в аренду земельный участок у администрации города?

Земли автомобильного транспорта:

Земельный Кодекс выделяет отдельные территории, предназначенные для осуществления транспортной деятельности. Условно данный тип зон разделяют на 8 функциональных групп по предназначению:

  1. Автотранспорт.
  2. Территории и площади дорожного хозяйства.
  3. Железнодорожный транспорт.
  4. Морской транспорт.
  5. Водный (речной) транспорт.
  6. Авиационный транспорт.
  7. Трубопроводный транспорт.
  8. Городской электротранспорт.

Подходящие по локации, назначению и типу земли переводятся в транспортную категорию и отдаются в управление соответствующим компаниям данного сектора, которые обязуются эксплуатировать территории надлежащим образом, реконструируя и развивая имеющуюся на них транспортную систему. Размеры, особенности и порядок использования, а также состав участков определяются согласно техдокументации, разработанной управляющими предприятиями, и нормативами органов власти.

Транспортные компании и управляющие организации, которым передаются в ведение указанные земли, обязаны:

  • рационально использовать территории согласно их назначению и учитывать при эксплуатации особенности местности и имеющейся инфраструктуры на территории;
  • строго соблюдать границы выделенной транспортной земли, без нарушения интересов предприятий и организаций, расположенных у границ территории;
  • следить за состоянием природного ландшафта и, при наличии на территории водных и лесных ресурсов, осуществлять мероприятия по их защите.

Ответственность за соблюдение перечисленных правил лицами возлагается на непосредственных руководителей предприятий и компаний, в ведение которых переданы земли транспортного назначения.

Земли ж/д транспорта

Федеральное законодательство определяет состав земель, предназначенных для эксплуатации ж/д транспортом — это так называемые полосы отвода, непосредственно прилегающие к путям. На данных участках допустимо расположение следующих объектов:

  • железнодорожных станций;
  • линий связи и электроснабжения;
  • водоотводных сооружений;
  • производственных, хозяйственных и складских зданий.

Необходимость сохранения целостности железнодорожной инфраструктуры требует введения на территориях полос отвода особого правового режима.

Поскольку на этих участках располагаются объекты средств сообщения, имеющих федеральную значимость, земли относят в категорию ограниченного в обороте имущества.

Их нельзя продавать, покупать, дарить, а также вводить в уставной капитал предприятий.
Особый правовой режим распространяется на следующие объекты земель железнодорожного назначения:

  • магистральные ж/д линии с устройствами, контролирующими процессы управления и технологического обеспечения;
  • ж/д линии оборонного значения;
  • законсервированные участки, линии и объекты, необходимые для проведения мобилизации;
  • подвижный состав;
  • линии, сооружения для аварийно-спасательных мероприятий.

Передача земель железнодорожного назначения в управление специализированным компаниям осуществляется только после согласования с соответствующими органами размещения объектов, зданий и сооружений на выделяемом участке.

Земли автомобильного транспорта

Земли автомобильного транспорта также представляют собой специальные полосы отвода, ширина которых варьируется от категории дороги и может составлять от 50 до 75 м.
Территории эти могут использоваться в двух направлениях:

  1. Строительство новых полос для автомобильного транспорта, а также размещение на участках отвода специальных сооружений и конструктивных элементов.
  2. Реконструирование имеющегося дорожного полотна и возведение новых инфраструктурных объектов (вокзалов, станций, стоянок, зон отдыха для водителей, объектов дорожного хозяйства).

При строительстве объектов, прилегающих к дорожному полотну, обязательно исполнение следующих условий:

  • все сооружения должны располагаться таким образом, чтобы не создавать помех и не ухудшать видимость для водителей;
  • возводимые здания не должны в дальнейшем мешать проведению работ по реконструкции и расширению полотна после перевода дороги в другую категорию;
  • сооружаемые объекты не должны вредить экологической и дорожной безопасности.

Все эти моменты учитываются при проектировании сооружений и согласуются с соответствующими органами.

Земли морского (водного) транспорта

На территориях, выделяемых для морского и водного транспорта, допустимо расположение следующих объектов:

  • зон морских портов;
  • причалов;
  • речных вокзалов;
  • сооружений со средствами навигации;
  • радиоцентров;
  • ремонтных мастерских;
  • судоремонтных заводов;
  • складских баз.

Поскольку деятельность компаний по пассажирским и грузовым перевозкам имеет федеральное значение, на данных территориях вводится правовой режим.

Согласно законодательным актам руководство организаций обязано соблюдать правила эксплуатации выделенных участков и осуществлять природоохранные мероприятия.

Все сооружаемые рядом с охранной зоной неспециализированные объекты должны обязательно проходить процедуру согласования с руководством транспортной компании.

Земли воздушного транспорта

Данные территории предоставляются в пользование организациям, осуществляющих эксплуатацию воздушного транспорта. На выделенных участках допускается возведение и устройство следующих инфраструктурных объектов:

  • аэропортов и аэродромов;
  • вертолетных станций;
  • взлетно-посадочных полос и площадок;
  • складских и ремонтных ангаров;
  • прочих объектов, необходимых для обеспечения эксплуатации и содержания объектов воздушного транспорта.

Правовой режим, действующий по отношению к землям воздушного транспорта, ограничивает деятельность иных субъектов хозяйственной деятельности на прилегающей к территории аэродромов охранной зоне.

(2 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://zakon.center/zemelinyj-uchastok/sostav-zemel-transporta.html

Земли транспорта

Земли автомобильного транспорта:
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли транспорта

Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.

В земельном законодательстве достаточно четко прописано, для каких целей и как именно должны использоваться те или иные земли, в том числе и земли, отведенные для транспорта.

Понятие транспортных земель

Земли транспорта, согласно статье 87 Земельного кодекса РФ, представляют собой отдельную категорию земель, использование которых контролируется государством. Более подробное определение и правовой режим транспорта описан в статье 90 Земельного кодекса России.

Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.

Регулируются вопросы не только Земельным кодексом России, но и различными предметными федеральными законами, а также соответствующими законами субъектов федерации, которые имеют отношение к вопросам землепользования.

Виды транспорта, их характеристики

Понятие земель транспорта подразумевают использование земель для следующих разновидностей транспорта:

  • для сообщения железнодорожным путем;
  • морские пути и прилегающие к государству морские просторы;
  • для внутренних водных путей;
  • для автомобильного сообщения;
  • воздушный транспорт;
  • иные виды транспорта.

Правовой режим земель транспорта подразумевает использование земельных участков, которые находятся за пределами населенных пунктов, однако входят или могут входить в территории, которые ими обслуживаются. Согласно действующему законодательству земли, если это не препятствует их использованию по прямому назначению, могут быть сданы в аренду для сельскохозяйственных или иных нужд.

Земли железнодорожного транспорта подразумевают использование со следующими целями:

  • для размещения и прокладывания железнодорожных путей;
  • для того чтобы были установлены земли отвода, а также охранные участки железнодорожных путей;
  • для размещения всех зданий и объектов, имеющих отношение к железнодорожному сообщению. Это вокзалы, станции, переходы (наземные и надземные), прочие объекты.

Земли железнодорожного транспорта, согласно действующему законодательству, должны быть использованы с учетом следующих нормативно-правовых актов:

  • градостроительного назначения;
  • земельных норм;
  • санитарных;
  • противопожарных;
  • экологических;
  • прочих актов, предусматривающих эксплуатацию земель транспорта.

Правовой режим земель железнодорожного транспорта подразумевает факт использования земель около проложенных путей и объектов железнодорожного назначения для аренды физическим или юридическим лицам. На усмотрение муниципалитета, к которому относятся земли транспорта, земля около них может быть сдана в аренду для строительства жилого массива или для любых других нужд.

При этом использование арендованных земель не должно препятствовать нормальной эксплуатации транспортных земель и всего, что на них расположено.

Земли автомобильного транспорта могут быть использованы для следующих целей:

  • для строительства и эксплуатации автомобильного дорожного полотна;
  • для размещения и использования объектов автомобильного и дорожного сервиса, а также для размещения дорожных постов, находящихся в ведомстве Управления Министерства внутренних дел;
  • для установления и использования автомобильных земель отвода. Последние могут быть выделены в аренду под сельскохозяйственные нужды.

Земли морского транспорта, а также внутреннего водного транспорта могут быть использованы со следующими целями:

  • для выделения полосы берега, а также ее эксплуатации;
  • для размещения объектов, необходимых для обслуживания и использования морского транспорта. К таким объектам относятся морские порты, причалы, пирсы, технические сооружения и здания, а также прочие объекты;
  • для размещения водных путей, созданных искусственным путем.

Береговая полоса, согласно действующему законодательству, используется для обслуживания морского транспорта, однако это не исключает факта сдачи в аренду некоторых ее участков физическим или юридическим лицам для осуществления их деятельности.

Правовой режим земель воздушного транспорта подразумевает выделение земельных участков для нормальной эксплуатации воздушного транспорта, его обслуживания, размещения объектов и сооружений, которые для этого необходимы.

Например, для постройки аэровокзалов, аэропортов, линий посадки и взлета самолетов, вертолетов и иных транспортных средств, попадающих под категорию воздушных.

Правовой режим земель трубопроводного транспорта

Земли, которые отведены для газоснабжения, находятся под особой защитой государства. Поэтому и категорически запрещено расположение, строительство и внеплановая реконструкция каких-либо объектов, которые не предусмотрены нормами действующего законодательства.

Земли трубопроводного транспорта могут быть использованы, согласно статье 90 Земельного кодекса России, исключительно для следующих целей:

  • Для того чтобы на них были размещены (подразумевается наземное строительство) сооружения или здания, а также любые другие объекты, необходимые для использования или прокладывания нефтепровода, газопровода, а также прочих видов трубопроводных объектов;
  • Для того чтобы на них были размещены (подразумевается исключительно наземное строительство и эксплуатация) сооружения и здания, которые нужны для корректной эксплуатации любого вида трубопровода.

Земли, которые предназначены для транспорта такого вида не могут быть сданы в аренду или бессрочное пользование кому-либо (как физическим, так и юридическим лицам), а также для нужд государства или муниципалитета, которые не подразумевают использование трубопроводного транспорта.

Порядок, регулирующий резервирование земель под строительство и реконструкцию объектов транспорта

Согласно статье 70.

1 Земельного кодекса РФ земли, находящиеся в пользовании физических лиц, юридических лиц, муниципалитета и государства, могут быть зарезервированы под строительство или реконструкцию объектов транспорта по основаниям, которые прописаны в статье 49 Земельного кодекса России. Земли могут быть изъяты у собственников во временное пользование с компенсацией или соответствующей заменой в натуре (вместо одного участка, который подлежит резервированию, предлагают равноценный во временное пользование).

Резервирование имеет свой «срок годности». Законодательством предусмотрено, что земли могут быть временно использованы под строительство или реконструкцию не более чем на три года, а если эти земли ранее находились в собственности государства, но использовались для других целей, то на срок не более двух лет.

Кроме того, земли, которые принадлежат государству, но не использовались с какой-то целью, не были сданы в аренду или бессрочное пользование физическим и юридическим лицам для эксплуатации, могут быть зарезервированы для реконструкции или строительства транспортных объектов на срок до 20 лет.

При этом изменение правового статуса земель на время резервации не предусматривается. Порядок резервации устанавливается Правительством РФ.

Запрет на изменение категории земель, предоставленных под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта

Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ запрещается перевод земель в другую категорию, если они были предоставлены для строительства/реконструкции или капитального ремонта тех объектов, которые предназначены для трубопроводного транспорта.

Если все остальные транспортные земли со временем могут приобрести другой статус (например, быть переведены из земель транспорта в земли сельскохозяйственного назначения), то трубопроводные земли лишены этой возможности.

Связано это со сложной технически и опасной практически эксплуатацией такого вида земель. Земли, которые находятся в частной собственности у физических или юридических лиц, могут быть изъяты в принудительном порядке, если это требуется для эксплуатации трубопроводного транспорта (к примеру, прокладки таких сетей).

Те земли, на которых на подземном уровне находятся трубопроводы, не требуют оформления в собственность со стороны компаний, которые их обслуживают и используют.

Однако право на использование земли становится ограниченным: землю нельзя продать, сдать в аренду или использовать без соответствующего разрешения органов исполнительной власти, органов государственной власти или органов муниципальной власти.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-transporta.html

Без споров
Добавить комментарий